Поль Элюар (1895—1952)

Поль Элюар принадлежит к поколению, основными вехами жизни которого были две мировые войны. К 1914 г. девятнадцатилетний юноша со слабым здоровьем (два года он провёл в лечебнице в Швейцарии) едва успел закончить учёбу и уже начал писать стихи. У него вышло два поэтических сборника, подписанные настоящим именем — Эжен Грендель.

Когда началась Первая мировая война, он был призван на нестроевую службу и четыре года работал санитаром в тыловом госпитале, а в 1917 г. несколько недель провёл на передовой. Именно война стала источником вдохновения для начинающего поэта, ей посвящён первый сборник, «Долг и тревога» (1917 г.), подписанный псевдонимом Поль Элюар. Его стихи — о солдате, фронтовых буднях и о жизни, которая ждёт дома:

Поль Элюар
Поль Элюар

Наутро, на рассвете, снова в путь —
Таков удел солдата.
Довольные, что среди ветра и дождя
Нашёлся тёплый дом, где можно
отдохнуть и выпить,
Мои горластые товарищи
трясут шинели
И, словно предвкушая счастье,
Которое когда-нибудь придёт,
гогочут что есть мочи.
И в страхе вздрагивает холод этой ночи.
(Здесь и далее перевод М. Н. Ваксмахера.)

В этих стихах уже видны основные поэтические принципы Элюара.

М. Эрнст. Иллюстрация к сборнику стихов П. Элюара «Повторения». Издание 1922 г.
М. Эрнст. Иллюстрация к сборнику стихов П. Элюара «Повторения». Издание 1922 г.

Поэт XX в., он не признаёт рифмы и классической метрической системы французской поэзии. Он пишет верлибром — свободным стихом. Строфа делается похожей на прозаический абзац. Предметом поэзии становятся бытовые, обыденные вещи, а материалом — обыденные слова, которые поэт как бы открывает заново. Мир един: природа и человек — его составные части. На войне жизнь сурова и страшна, и люди привыкают к ней быстрее, чем природа: «холод ночи» вздрагивает от хохота освоившихся на войне солдат. Изменение отношений человека и природы проявилось и в системе поэтических образов. Например, солнце уподобляется солдатскому мешку («Вечер, багровое солнце заходит, / Будто солдатский мешок, соскользнувший с плеча»).

Окончание войны Элюар встретил поэтическим приветствием. В «Стихах для мирного времени» (1918 г.) описывается возвращение солдата с войны домой, к семье, к жене и детям. Всему, что было, своим боевым товарищам солдат предпочитает тепло домашнего очага. Элюара, как и героя его стихотворения, тоже ждала возлюбленная — Елена Дьяконова, которую он называл Гала (впоследствии жена и модель художника Сальвадора Дали).

С. Дали. Портрет П. Элюара. 1929 г.
С. Дали. Портрет П. Элюара. 1929 г.

После войны Элюар сближается с группой поэтов-дадаистов, провозгласивших как новый поэтический принцип стремление к детски чистому и наивному видению мира.

В произведениях 20-х гг. (сборники «Животные и их люди, люди и их животные», 1920 г.; «Потребности жизни и последствия снов, предваряемые Примерами», 1921 г.) Элюар смотрит на мир незамутнённым взглядом человека, который как будто впервые его увидел и узнал. Наивность сочетается с мудростью, мир открывается с разных сторон и представляется космически огромным:

Земля — половина мира,
Покойник в земле — половина другая,
Звёздная россыпь —
Общее завтра.

«Отблески»

М. Рей. Иллюстрация к сборнику стихов П. Элюара «Свободные руки». Издание 1937 г.
М. Рей. Иллюстрация к сборнику стихов П. Элюара «Свободные руки». Издание 1937 г.

Для Элюара важны и звуковая оболочка слов, и их смысл, и графический облик стихотворения. Мир в его изображении сияет новыми красками, преображённый видением поэта. Сопоставляя, казалось бы, далёкие предметы и явления, он выводит их за пределы обыденного сознания и традиционной логики:

Хрупкий дождь черепицу держит
В равновесии. Балерина
Никогда не научится
Литься и прыгать,
Как дождь.

«Искусство танца»

Поэт не подражает природе, не описывает явления или события. Как на картинах его собратьев по цеху, сюрреалистов (в частности, С. Дали), в стихах Элюара возникают образы, послушные воображению художника, который видит сны наяву. Творчество понимается в своём первозданном значении — как сотворение мира, а не просто создание художественного произведения. Разные явления сливаются в одно, при этом часто опускаются знаки препинания, как, например, в заглавии сборника «Любовь поэзия» (1929 г.); цвета проникают один в другой или сливаются со звуками и запахами. Так возникают загадочные образы: «Земля вся синяя как апельсин», «камешки шума», «выпитая ночь». Они могут казаться нелепыми, случайными, но в мире, придуманном Элюаром, они — частицы, из которых создаётся общее ощущение счастья, а счастье — главная черта этого мира.

Название сборника «Любовь поэзия», вероятно, можно считать ключом ко всему творчеству Элюара. Мир в его понимании существует для того, чтобы поэт мог разговаривать со своей возлюбленной:

Земля вся синяя как апельсин
Отныне заблужденье невозможно
слова не лгут
Они не позволяют больше петь
Лишь понимать друг друга в поцелуях

«Земля вся синяя как апельсин»

Разговор поэта с подругой важен для всего мира:

Я сказал тебе это для туч
Я сказал тебе это для дерева
на морском берегу
Для каждой волны для птицы в листве

«Я сказал тебе это для туч»

Жизнь, озарённая любовью, не становится безоблачной и не лишена страданий. Разлука с возлюбленной, даже краткая, остро переживается лирическим героем — ведь в его представлении они с нею неразделимы:

К стеклу прильнув лицом как скорбный
страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя
Я так тебя люблю что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет

«К стеклу прильнув лицом как скорбный страж»

Ф. Леже. Обложка отдельного издания стихотворения П. Элюара «Свобода»
Ф. Леже. Обложка отдельного издания стихотворения П. Элюара «Свобода»

Новый поворот в творчество Элюара внесла война, вторая на его веку. Осенью 1936 г. Элюар с лекциями о Пикассо побывал в Испании, где республиканцы сражались с фашистами. Вскоре боевые действия велись уже на французской территории. В 1939 г. поэта мобилизовали, а в июне 1940 г. французская армия капитулировала.

Вернувшись в Париж, Элюар принял участие в Сопротивлении, печатался в нелегальных изданиях (газетах, антологии «Честь поэтов»).

В творчестве Элюара появляется гражданская лирика, ранее ему чуждая, но и эти стихи пронизывает прежде всего любовь:

На школьных своих тетрадках
На парте и на деревьях
На песке на снегу
Имя твоё пишу
…………………………………………………
И властью единого слова
Я заново жить начинаю
Я рождён чтобы встретить тебя
Чтобы имя твоё назвать
Свобода

«Свобода»




Поделиться ссылкой