Иногда поэмой может называться прозаическое произведение (к примеру, «Мёртвые души» н. В. Гоголя).
Аристотель в «Поэтике» отметил, что комедия — это «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».
Внутри каждого литературного рода можно обозначить ряд жанров, которые будут характерны именно для этого рода.
Эпос — род литературы, который может быть выражен в любом объёме — от весьма внушительного до самого маленького.
Большие эпические жанры — это роман (в том числе его самая масштабная разновидность — роман-эпопея). В них описана вся жизнь героев, а если говорить о романе-эпопее, то там налицо описание жизни всего народа в определённый отрезок времени.
Ярким примером среднего эпического жанра является повесть. В отличие от романа, повесть ограничивается описанием жизни главного героя, его поступков и решений.
Малые эпические жанры представлены целым спектром жанровых разновидностей (рассказ, очерк, притча и др.). Они разнятся своей функциональностью: если рассказ — это краткая художественная история, то очерк носит документальный характер, а притча содержит морализаторский вывод, который учит читателя нормам поведения.
Внутри лирики также можно выделить жанры, различающиеся по объёму.
И если большие лирические жанры (к примеру, поэма) в силу своей масштабности тяготеют к эпосу и нередко являют собой лироэпические произведения, то малые жанры лирики (лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма и др.), как правило, выполняют исключительно лирические функции — передают переживания автора.
Что касается средних лирических жанров (ода, сонет, баллада), то они могут как содержать фабулу и в результате этого сближаться с эпосом (баллада «Светлана» В. А. Жуковского), так и ориентироваться преимущественно на эмоции автора (оды Ломоносова).
А вот для драмы объём не имеет определяющего значения: все драматургические произведения примерно одинаковы по объёму, ведь сам жанр предполагает сценическую постановку. А спектакль не может быть ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.
Для классификации драмы важно другое: то воздействие, которое она оказывает на читателя (или предполагаемого зрителя). Говоря проще, важно, будет читатель (зритель) смеяться или плакать, сделает ли он из произведения какой-либо вывод для себя.
Соответственно, драматические произведения подразделяются на комедии, трагедии и драмы.
Комедия — жанр, ориентированный на смех. Различают комедии положений (когда смеются над ситуациями) и комедии нравов (когда смеются над человеческими пороками).
«Медведь» А. П. Чехова — это комедия положений, а «Недоросль» Д. И. Фонвизина — это комедия нравов.
Трагедия — возвышенный и грустный жанр, предполагающий, что финал происходящего станет для героев гибельным.
Самая известная из трагедий — «Гамлет» У. Шекспира. Но и в русской литературе есть образцы этого жанра (к примеру, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
Драма — жанр, похожий на трагедию, но ориентированный на более приземлённую проблематику и не предполагающий трагической развязки. В этом принципиальное отличие: герой может найти выход — даже теоретически.
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в небольшом городке, герои — обыкновенные люди. Ситуация Катерины принципиально разрешима, но ничто не способствует этому решению, поэтому заканчивается драма печально.
Что такое очерк?
Ответ. Малый эпический жанр; одна из разновидностей рассказа. Сочетает в себе свойства художественной и документальной прозы. Обычно описывает реальные события и реальных людей.
Установите жанр приведённого фрагмента стихотворения:
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.
(М. В. Ломоносов)
Ответ. Ода. Это торжественное стихотворение, посвящённое восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны.
Определите жанр «Гамлета» У. Шекспира.
Ответ. «Гамлет» — это трагедия. Только в трагедии печальный финал неизбежен (тогда как в драме возможно благоприятное разрешение событий). Для Гамлета нет благоприятного разрешения мучающих его вопросов: как ни поступи, будут жертвы.