Античная медицина

На враче лежит огромная ответственность за человека, вверившего ему свое здоровье и жизнь. Одним из первых глубоко осознал это древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Свои представления о моральных нормах поведения врача он изложил в клятве, на основе которой составлен Международный кодекс медицинской этики.

В своей клятве Гиппократ формулирует основные принципы медицинской этики — не навредить больному и не разглашать врачебной тайны: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...» «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного...» «Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

В 1948 г. была принята Женевская декларация — современная редакция клятвы Гиппократа, одобренная Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации.

«Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Подлинный текст клятвы Гиппократа начинается так: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство...»

Кого же призывает в свидетели своей клятвы великий Гиппократ? Один из главных богов Греции — Аполлон был не только богом солнца и света и покровителем искусств, но и богом врачевания, к нему возносили свои молитвы об исцелении все страждущие. Своего сына Асклепия (у римлян — Эскулапа) Аполлон отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону, и тот обучил молодого бога искусству врачевания. Став искуснейшим врачом, Асклепий дерзнул даже воскрешать мертвых, чем нарушил закон, установленный Зевсом. Громовержец покарал сына Аполлона, испепелив его молнией.

ХРАМ АСКЛЕПИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ХРАМ АСКЛЕПИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В VII в. до н.э. в Греции сложился культ бога-врачевателя Асклепия. В храмы бога-целителя стекались больные со всей Греции в надежде на исцеление. Люди верили, что стоит лишь заснуть в храме Асклепия, и во сне великий врачеватель исцелит или подскажет, как лечиться. Сны толковались жрецами, которые для исцеления страждущих использовали различные омовения, лечебные ванны, массаж и гимнастику. Те, кому удавалось побороть болезнь, в благодарность вешали на стены храма изображения исцеленного органа. Все стены в храмах Асклепия были украшены мраморными, золотыми и серебряными руками, ногами, сердцами, глазами, носами или табличками с благодарственными текстами.

Эта традиция была продолжена и в более позднее время. Во многих католических соборах Западной Европы можно встретить витрины с выставленными маленькими серебряными или золотыми изображениями частей тела — это подношения христианским святым за их помощь в исцелении.

Сыновья Асклепия Подарилий и Махаон также были искусными врачами, исцелявшими раненых героев во время Троянской войны. Имена дочерей Асклепия — Гигиеи, олицетворения здоровья, и Панакеи (Панацеи), символа исцеления, стали нарицательными. В честь Гигиеи названа область медицины — гигиена, а панацеей называют средство от всех болезней или, в переносном смысле, эффективное лекарство.

Медицина в Древней Греции

В медицине Древней Греции существовало два основных направления — храмовая и народная медицина. Храмовая медицина была тесно связана с культом Асклепия и других богов врачевания (о ее методах было рассказано выше). Народная медицина носила светский характер. Ее истоки, несомненно, лежат в египетской, вавилонской и индийской традициях.

Богатые сведения о достижениях греческой медицины содержатся в поэмах Гомера, где подробно описаны лечения различных ранений с помощью болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок. Греки понимали причины возникновения заразных болезней и эпидемий, умели лечить многие их них и останавливать распространение болезней с помощью мер гигиены.

Врачевание в Греции было семейной профессией. Знания, накопленные предками, долгое время хранились только в пределах рода. Позднее стали создаваться частные медицинские школы, куда за плату принимали учеников. В греческих городах на общественных началах строились гражданские больницы. Врачи в них назначались и оплачивались государством.

Профессия врача была очень почетна. Свои медики были в армии, многие правители нанимали именитых целителей к себе на службу. Особым уважением пользовались странствующие врачи, переходящие из одного города в другой, совершенствуя свое искусство. Их называли врачами-периодевтами. К ним относился и великий Гиппократ, принадлежавший к знатному роду врачей.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО

Гиппократ знаменит не только своей клятвой, но и трудами по медицине, в которых выдвинул одну из первых теорий, объясняющих работу человеческого организма. Он полагал, что на человеческий организм оказывают влияние 4 «жизненных сока» — кровь, флегма, желтая и черная желчь. Преобладание или, наоборот, понижение какого-либо из них ведет к заболеванию. Это мнение Гиппократа, кажущееся абсурдным с точки зрения современной науки, разделяло большинство ученых вплоть до XVI в.

Гиппократ стал реформатором медицины, заложив основу ее развития. Высказав представление о целостности организма, применяя индивидуальный подход к лечению, наблюдая развитие болезни и делая прогнозы, Гиппократ искал материальные объяснения возникновения болезней. Исследуя мочу больного, Гиппократ сравнивал ее с мочой здорового человека и делал выводы о серьезности заболевания. Конечно, химический анализ был недоступен Гиппократу, и он мог сопоставлять только внешний вид, но сам принцип анализа, впервые примененный великим греком, используется и поныне.

Лучший способ понять работу человеческого организма, узнать, как он устроен, — произвести вскрытие. Первые упоминания о вскрытии человеческих тел связаны с именем древнегреческого врача Герофила (ок. 335—280 до н.э.). Он добился, чтобы для работы ему предоставляли тела казненных преступников. Современники недолюбливали Герофила за столь нелицеприятное занятие, но позже многие поколения врачей пользовались довольно точными описаниями строения глаза, оболочек мозга и нервов, изложенными в трудах Герофила.

Научный подход к медицине разделял и знаменитый греческий философ Аристотель (384—322 до н.э.).

Греческая медицина достигла значительных успехов. Греки знали лечебные свойства многих растений, умели готовить лекарства и проводили хирургические операции: удаляли зубы, ампутировали поврежденные конечности. Операции были очень болезненны — ведь эффективных средств обезболивания еще не существовало. Но все же у больного появлялся шанс выжить.

Медицина в Древнем Риме

До II в. до н.э. профессиональных врачей в Римской империи не было. Первые врачи были рабами, привезенными римлянами из Греции, Малой Азии, Египта. Высоко ценя высокий культурный уровень и искусство врачей-рабов, хозяева нередко даровали им свободу, оговаривая, что вольноотпущенники должны бесплатно лечить своих бывших хозяев. В III—II вв. до н.э. в Рим стали стекаться свободные врачи из Греции. Опытным врачам предоставлялись все условия и оказывалось уважение.

Главным направлением в медицине Древнего Рима была военная медицина. Рим вел много войн, и раненые солдаты нуждались в помощи врачей. На 1000 воинов полагалось 4 врача-хирурга. На каждом военном корабле был свой врач. Строились госпитали, где были и палаты для больных, и специально оборудованные операционные.

РИМСКИЙ ВРАЧ, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ПОМОЩЬ РАНЕНОМУ ГЛАДИАТОРУ
РИМСКИЙ ВРАЧ, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ПОМОЩЬ РАНЕНОМУ ГЛАДИАТОРУ

Лечебницы возводились не только для военных, но и для простых горожан. В римских больницах работали архиатры — выбранные на эту должность городские врачи. В обязанности архиатра вменялось преподавание медицины в специальных городских школах, где анатомию изучали на животных, а также на раненых и больных. Практический курс ученики проходили непосредственно у постели больного.

Появление лечебниц и строго соблюдаемые в них правила гигиены препятствовали возникновению эпидемий. Большую роль в сохранении здоровья жителей империи играла также налаженная система водопроводов, снабжающих города чистой проточной водой, а также традиция следить за чистотой своего тела, посещая городские термы — общественные бани.

К концу II в. до н.э. профессия врача в Риме стала столь почетна и выгодна, что туда стремились лучшие медики из соседних стран. Переизбыток врачей привел к узкой специализации: одни занимались хирургией, другие лечили глаза, третьи — зубы, четвертые занимались родовспоможением.

Медицина в Риме была доступна всем свободным гражданам. Рабов предпочитали не лечить, а тяжелобольных невольников отправляли на о. Бартоломея умирать. Согласно указу императора Клавдия, те рабы, кому удавалось вернуться с этого острова смерти, отпускались на волю.

Одним из первых начал лечить своих рабов Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э.). Богатый рабовладелец и широко образованный человек, Цельс считал, что выгоднее вылечить хорошего специалиста, чем обучать нового. Цельс оставил после себя богатое наследие — 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. Изучая и систематизируя труды греческих, александрийских и индийских врачей, Цельс собрал в своей книге по медицине самые достоверные, по представлениям того времени, знания по гигиене, диетике, терапии, хирургии и патологии. Описывая внутренние органы и болезни, Цельс пользовался «золотой латынью», заложив тем самым основу медицинской терминологии.

Яркой фигурой не только в римской, но и в мировой медицине стал Клавдий Гален (129—199 гг.), родом из города Пергама, что в Малой Азии. Начав изучать медицину в 17 лет, Гален быстро достиг успеха. Для дальнейшего обучения он отправился в путешествие по Средиземноморью, перенимая опыт у лучших врачей того времени. Усовершенствовав свое искусство, он вернулся в Пергам, где стал хирургом в школе гладиаторов. Вскрывать трупы людей тогда было запрещено, но Гален составил представление об анатомии, врачуя раненых гладиаторов и препарируя обезьян. Он изучил и описал строение мозга и нервной системы, костей и мышц, впервые отметил способность мышц к сокращению. Гален понимал роль нервов в сокращении мышц и в движении, считал мозг центром управления всеми движениями и ощущениями.

Гален полагал, что сигналы от органов чувств к мозгу и от мозга к мышцам передаются через «психическую пневму». Проходя через легкие и соприкасаясь с воздухом, «первичная пневма», как учил Гален, поступает в сердце — «горнило жизни». Перерабатываясь там в «животную пневму», распространяемую сосудами по всему телу, она достигает мозга, где преобразуется в «психическую пневму».

Занимая должность придворного лекаря у императора Марка Аврелия и у его сына императора Коммода, Гален много писал, создав около 300 трудов по медицине, фармакологии и философии. Не имея возможности проводить вскрытия, Гален высказал поистине гениальные догадки, лежащие порой вплотную к истине. К сожалению, большинство работ погибло еще при жизни ученого, но даже сохранившаяся треть его трудов определила развитие медицины на многие века вперед. По его трудам обучались многие поколения медиков, но последователи Галена не могли исправить ошибки великого римского врача, — традициями и церковью все, написанное Галеном, было превращено в непререкаемые догмы.




Поделиться ссылкой