Детские врачи и логопеды различают следующие типы речевых дефектов детей: нарушение звукопроизношения и нарушение темпа речи.
Нарушения звукопроизношения
Нарушение звукопроизношения - это косноязычие и нечленораздельная речь. Косноязычие представляет собой отсутствие в речи ребенка каких-либо букв или их неравнозначную замену. Наиболее часто к таким буквам относятся буквы «р», «л», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», и «щ».
Основа этого дефекта лежит либо в слабости нервных процессов, либо во врожденных особенностях развития ротовой и носовой полости. Этот дефект в обоих случаях легко исправляется посредством специальных упражнений, которые, в зависимости от возраста и степени нарушения, подбирает врач.
Нечленораздельная речь (по научному - дислалия) ребенка нередко является прямым следствием нарушения структуры челюстных мышц (особенно неба и подъязычной связки). Речь ребенка в этом случае становиться неразборчивой. Особенно сильно это отражается на таких звуках как «п», «б», «м», «ф», «в», «с», «з» и «ц». Для решения этой проблемы требуется длительное ношение специальных пластин - брикетов или протезов, в редких случаях - челюстно-лицевая операция.
Нарушения темпа речи
Ускоренное произношение букв и слогов носит название «нарушение темпа речи судорожного характера». Оно выражается в том, что ребенок буквально «проглатывает» целые слоги и небольшие слова. Для решения этой проблемы ребенку рекомендуется пройти курс физиотерапии, которая позволит снизить общую возбудимость нервной системы.
К нарушению темпа речи относят и заикание - спазм речевых мышц при говорении. Обычно это нарушение берет свое начало в детском возрасте, когда чадолюбивые родители стараются обучить своего ребенка говорить. Ребенок, пытаясь повторить сказанные ему слова (подчас длинные и сложные), все время напрягает речевые зоны мозга.
Со временем постоянное напряжение этих зон становиться для ребенка нормой. Это незамедлительно отражается и на речи. Она становиться разорванной и заикающей. Для борьбы с этим нарушением рекомендуется 7-10 дней помолчать, а затем, по пришествию этого времени, говорить с ребенком спокойно и размерено.