Дефицит госбюджета

Если недавнее прошлое чему-то нас и научило, так это тому, что с каждым годом государство будет брать все больше кредитов. Почти каждый месяц международные учреждения — среди них Международный валютный фонд (МВФ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — указывают Великобритании и США на ужасное состояние их финансов.

После Второй мировой войны США почти ежегодно обновляли рекорд дефицита госбюджета — иначе говоря, Америка тратила больше, чем получала в виде налогов, и должна была брать взаймы, чтобы покрыть разницу. США не одиноки: Великобритания в последнее время тоже бьет рекорды по дефициту бюджета (иногда его называют фискальным дефицитом), залезая в долги все глубже.

«Как мы видим на примере развивающихся стран, необузданные займы и траты государства порождают гиперинфляцию и экономическое опустошение. Потому о дефиците госбюджета нельзя молчать» Алан Гринспен, бывший глава Федеральной резервной системы

Так было не всегда. Раньше США постоянно (а Великобритания — по большей части) заботились о сбалансированности бюджета и залезали в долги только во время войн и экономических спадов. Есть и страны, живущие с профицитным бюджетом, скажем, Норвегия (у нее невероятные запасы нефти) и Австралия (месторождения металлов).

К чему мы идем?

Об этом продолжают спорить, но большинство экономистов считает, что эра перманентного дефицита госбюджета началась, когда страны стали создавать обширные системы социального обеспечения. В числе прочего власти тратили громадные суммы на здравоохранение, страхование по безработице и образование, в то время как раньше все эти статьи расходов покрывались за счет частного сектора или благотворительных организаций и трастовых компаний. Прежде государство думало о войне, теперь оно озабочено всеобщим благополучием.

На что тратятся власти? Изучив федеральный бюджет США на 2008 год, мы увидим, что в основном расходные статьи относятся к «обязательным», иными словами, без этих трат государство обойтись не может. Тут и социальное обеспечение (главным образом выплаты пожилым), гарантированные доходы (выплаты бедным семьям), Medicare и иные выплаты по здравоохранению, включая Medicaid (медицинская страховка для пожилых и для бедных соответственно), а также выплаты по взятым ранее кредитам. Наибольшая доля дискреционных (необязательных) расходов идет на оборону (зарплата военнослужащих и техника от авианосцев до пистолетов). Категория «прочее» включает траты на федеральные учреждения вроде судебной системы, а также поддержку фермеров и НАСА.

Поскольку объем государственных расходов США в 2008 году превысил объем собранных налогов, государство должно было сбалансировать госбюджет, заняв $410 млрд (солидная сумма!).

Сверх того, вследствие федеральной структуры США у каждого штата есть свой бюджет (и полномочия собирать налоги), большая часть которого тратится на образование и местную инфраструктуру, скажем, автомагистрали. Иногда конгрессмены вносят в федеральные законы особые поправки, чтобы помочь своим штатам с оплатой дорогостоящих местных проектов (даже если закон, к которому относится поправка, никак не связан с сутью вопроса). Подобное отщипывание от «казенного пирога» стало одной из причин, по которым дефицит рос так сильно, особенно при президенте Джордже Буше-мл., который в отличие от своих предшественников весьма неохотно пользовался правом налагать на законопроекты вето. Его преемник Барак Обама обещал разобраться с этой порочной практикой.

Растущие недостачи

Важно различать дефицит годового госбюджета и совокупный объем неуплаченного государственного долга. С каждым новым дефицитом растет и сумма долгов государства, называемая чистой задолженностью. На конец 2008 года совокупный долг США составлял $5,3 трлн, это не считая обязательств компаний Fannie Mae и Freddie Mac, которые гарантировали страхование ипотеки и были спасены в сентябре 2008 года за счет бюджетных вливаний, а также обязательств банков, впоследствии временно перешедших в собственность государства.

И госдолг, и дефицит госбюджета с каждым годом растут. Это не проблема — по крайней мере, в том случае, если долг растет медленнее, чем экономика. Вот почему дефицит и госдолг часто представляют как долю от ВВП страны. Скажем, на конец 2008 года госдолг США составлял 37 % от ВВП. По мере увеличения госдолга растут и сумма выплат по процентам, и выплаты по кредиту — за счет более высоких ставок процента.

Чем плохи большие кредиты?

Если дефицит госбюджета выходит из-под контроля, перед страной может встать ряд экономических проблем. В частности, чем больше государство берет в долг, тем, как правило, слабее его валюта.

В 2008 году британский фунт подешевел почти на 20 %, когда инвесторы поняли, что в ближайшем будущем власти намерены взять слишком большие кредиты. Избавление от валюты страны-должника — вполне рациональное решение: когда государство влезает в долги сверх необходимого, оно неизбежно вступает на путь инфляции и печатает больше денег. Зарубежным инвесторам достаточно малейшего намека на то, что стоимость каких бы то ни было активов, деноминированных в данной валюте, упадет, — и они моментально дадут деру из вашей экономики.

Большой госдолг чреват и тем, что инвесторы потребуют в качестве компенсации за риск увеличить ставку доходности по инвестициям. С повышением ставки процента, по которой государство платит по долгам, станут дороже и будущие кредиты.

Однако важнее всего для залезшего в долги государства долгосрочные последствия. По сути, госдолг — это налоги, которые власти соберут в будущем: взятые кредиты однажды придется отдавать. Это не проблема, если кредиты используются, чтобы обеспечить благосостояние будущих поколений, то есть идут, скажем, на строительство школ. Однако если страна берет взаймы, чтобы удовлетворить потребность госсектора в наличных, то это серьезный повод для беспокойства.

Нарушая «золотое правило»

Именно поэтому многие страны устанавливают фискальные правила, гарантирующие, что будущим поколениям не придется отдавать долги, взятые сегодня. Хороший пример — «золотое правило», установленное для Великобритании бывшим канцлером казначейства Гордоном Брауном. Он обещал брать кредиты исключительно для инвестиций в проекты госсектора и никогда не финансировать за счет госдолга повседневные расходы вроде заработка госслужащих.

В конце 2008 года «золотое правило» поставили под сомнение: стало ясно, что перед лицом рецессии государство будет вынуждено залезть в долги. То же происходило по всему миру. Такова правда о сегодняшних финансах госсектора: государство будет брать кредиты до тех пор, пока его не обуздают рынки или избиратели.

Автоматические стабилизаторы

Любое современное государство с системой социального обеспечения сталкивается с тем, что во время спада дефицит госбюджета резко растет. Сокращение прибыли и зарплат в период рецессии означает, что компании и индивиды платят меньше налогов. Параллельно увеличиваются затраты госсектора — бизнес увольняет работников, и им надо платить пособие по безработице. Подобные затраты помогают автоматически «стабилизировать» экономику: благодаря им люди не теряют жилье и сохраняют уровень жизни. Если коротко, это и есть кейнсианство в действии.

Так, в начале 1990-х, когда Великобритания переживала серьезный упадок и крах рынка недвижимости, дефицит госбюджета вырос с 1 до 7,3 % от ВВП. Причина в том, что в современный госбюджет встроены так называемые автоматические стабилизаторы.




Поделиться ссылкой