Государственные заимствования

«Берешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда.»
Народная мудрость

В мировой финансовой практике нередко случается так, что необходимые или очень сильно желаемые расходы государства оказываются больше, чем собранные средства. Или, скажем, рассчитывали собрать в бюджет одну сумму, а реально выходит заметно меньшая.

Не затянуть ли пояс потуже?

Возможный выход из такой ситуации — секвестр, то есть сокращение расходов. Но это довольно мучительный процесс: никто не хочет быть урезанным в бюджетных деньгах. Возобновляется борьба за то, чтобы «свои» статьи остались нетронутыми.

Большинство участников экономического процесса негативно воспринимают решение о правке расходной части бюджета в сторону уменьшения. Начинают нарастать ожидания финансовых трудностей и периода «затягивания поясов».

МВФ
Международный валютный фонд — организация, занимающаяся кредитными и иными финансовыми операциями на межгосударственном уровне

Нехватка налоговых поступлений может расцениваться и как признак начинающегося спада в экономическом развитии, что может привести к снижению инвестиционной активности и реальному торможению роста экономики.

Поэтому нехватку доходов чаще стараются преодолеть неумериванием финансовых аппетитов и амбиций, а заимствованиями. И тут имеется несколько вариантов.

«Каждый раз, ко гда вы берете в долг, вы крадете кусочек своего же будущего» (Н. Моррис)

Займы вне страны: дешево и не стыдно?

Первый вариант заимствования — заграничный. Он может быть реализован тремя различными способами.

Способ 1 — займ у другого государства. Правительство страны обращается к правительству другой страны с просьбой о займе. То в свою очередь рассматривает этот вопрос, и если принимает положительное решение, то выдает такой займ, упрощенно говоря, из своего бюджета нашему бюджету на определенных условиях. Но бюджет любой страны — не кредитная организация, которая специализируется на выдаче займов и интересуется лишь процентами по кредиту. И если одно государство идет навстречу другому в таком вопросе, то наверняка постарается использовать ситуацию для влияния на него — обусловить выдачу займа какими-либо политическими или экономическими уступками со стороны заемщика, вплоть до вмешательства в его внутренние дела, под предлогом контроля за исполнением долгового соглашения. Таким образом, этот путь заимствования может оказаться совсем не столь привлекательным, как на первый взгляд, и возможная мягкость чисто финансовых условий с лихвой перекрывается жесткостью прочих.

Способ 2 — займ у крупных мировых банков или финансово-кредитных организаций. Можно выйти на мировой кредитный рынок, найти самые выгодные условия и взять кредит. В последние десятилетия заимствования на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем, в силу различных причин. Плюс специализированные мировые кредитные организации обладают весьма внушительными денежными ресурсами — у них есть, что дать в долг, почти в любых размерах. По этой, в том числе, причине к ним порой прибегают и страны с дешевым внутренним кредитным рынком, где нужной суммы может просто не найтись. Но мировые банки и организации вроде МВФ существуют не сами по себе — они тесно связаны с правительствами стран-участников. То есть обращение к ним может иметь те же негативные последствия, что и в случае обращения напрямую к правительствам других стран.

Способ 3 — выпуск на мировой финансовый рынок долговых ценных бумаг (облигаций) от имени государства. Для потенциальных покупателей, интересующихся главным образом надежностью заемщика и выгодностью вложения денег в такой финансовый инструмент, это такие же бумаги, как и любые другие. Изначально рассредоточенные у большого числа держателей, эти долговые обязательства имеют лишь финансовые условия — процент и срок погашения — и вряд ли могут быть инструментом влияния на заемщика (если только структуры, упомянутые в способах 1 и 2, не будут скупать их на рынке для последующего целенаправленного воздействия на страну-должника).

Из всех трех вариантов последний является предпочтительным с точки зрения независимости заемщика, хотя и не самым дешевым.

«Когда все ждут ухудшения, чтонибудь точно ухудшится» (итальянская поговорка)

Займы внутри страны: кредиторы могут подождать?

Второй вариант — заимствования на внутреннем рынке. Здесь тоже имеются два основных пути.

Правительство может обратиться за займом к национальному кредитному рынку в лице крупнейших банков или их объединения и представителя — Центрального банка. В числе недостатков этого способа — возможная дороговизна такого заимствования по сравнению с внешним, хотя и не обязательно. Другим минусом может быть недостаточность финансовых ресурсов внутреннего рынка. В числе достоинств: во-первых, внутринациональные займы вряд ли будут обусловлены чем-то, кроме процентов и сроков, в отличие от иностранных, а во-вторых, со своими внутри страны все-таки легче договариваться, если потребуется что-то скорректировать в кредитных соглашениях, ибо «административный ресурс» пока еще никто не отменял. Правда, злоупотребление им с «выкручиванием рук» национальному финансовому бизнесу чревато недоверием к правительству как к заемщику и дополнительными сложностями для него на внутреннем кредитном рынке.

Румыния в 1980
К концу 1980-х годов Румыния, за счет снижения внутреннего благосостояния, выплатила все международные долги и оказалась едва ли не единственной страной, где в бюджете не было расходов на обслуживание финансовых обязательств. Но последовавшие вскоре крах социализма и казнь главы страны Н. Чаушеску сделали такое положение лишь историческим эпизодом

Аналогично выпуску долговых ценных бумаг на мировом рынке, правительство может сделать то же самое на внутреннем. Пожилые люди хорошо помнят, как в советские времена регулярно проводилось распространение облигаций госзайма — людям настойчиво предлагали подписываться на него в организованном порядке. Для большей привлекательности займы имели атрибуты лотереи, то есть были выигрышными — при погашении облигаций проводился розыгрыш призов, порой весьма существенных. В нынешнее время эта практика заметно видоизменилась, но основная идея остается прежней: заимствование у населения страны не порождает внешней зависимости, доход «кредитора» остается в национальной экономике, да и «договориться» с народом представляется вполне возможным. Ведь даже когда в 1998 году рухнула государственная финансовая пирамида ГКО, народных волнений и революций не случилось (например, в аналогичной ситуации в Албании наблюдались широкомасштабные беспорядки). Правда, доверие к государству было существенно подорвано, а на его восстановление требуются время и деньги.

У второго, теоретически самого предпочтительного способа государственного заимствования имеются, конечно, свои недостатки и ограничения. Во-первых, его возможности исчерпываются наличием у населения свободных средств: кому на жизнь не хватает, тот вряд ли даст в долг кому бы то ни было. А во-вторых, этот способ сокращает, откладывает на какое-то время часть внутреннего потребительского спроса — ведь если вы купили гособлигации, а не комод, то он остался непроданным, его производитель не получил доход, не заплатил с него налог, и казна недосчиталась некоторой суммы. Притом она могла получить ее просто как свои деньги, а так она их же берет в долг, который надо отдавать с процентами. То есть в этом вопросе всегда идет поиск какого-то баланса, золотой середины.

«Займ подобен договору с дьяволом: ожидаешь золотых гор, а получаешь черепки» (из фольклора финансистов)

Обслуживание госдолга: дед взял, а внук должен?

У любого займа, кредита, долга вообще имеется одна очень неприятная особенность: его рано или поздно надо отдавать, да еще и с процентами.

Возврат может быть единоразовым или частично-поэтапным — схем много. Выделение средств и выплаты по обязательствам называются обслуживанием долга. Если государство прибегло к пополнению казны за счет заимствований — в данном случае не важно каких, — то в последующих периодах необходимо предусмотреть расходы по возврату долгов и процентов по ним. В бюджете, исходя из условий заимствований (межгосударственные соглашения, кредитные договоры, сроки и объемы погашения облигаций), выделяются соответствующие суммы. А изыскать их можно за счет либо вновь собранных в казну денег, либо новых долгов. Если первого источника окажется достаточно, то долг постепенно сократится и может полностью исчезнуть. Правда, не всегда и не всем это представляется однозначно желательным.

Есть два взгляда на заимствования вообще, в любой области и на любом уровне. Первый: любой долг — вынужденное зло и следует стремиться не иметь никаких долгов. Второй: заимствование — нормальная экономическая практика, которой не надо бояться до тех пор, пока проценты по займам меньше прибыли от использования заемных денег. (Можете на досуге поразмыслить над этим вопросом, только не имейте в виду бытовые долги и потребительские кредиты — здесь слишком велико влияние спонтанности и эмоций.)

Если же для погашения старых долгов приходится делать новые, то это путь к разорению — пусть медленный, но верный. В такой ситуации умные и расчетливые кредиторы, скорее всего, не позволят вам полностью рассыпаться в финансовый прах, а постараются поддерживать вас в состоянии, когда вы будете платить им до бесконечности. То есть у вас не отнимут за долги последнюю лопату, но урожай свой вы отдадите им почти весь — останется только на выживание.

Чрезмерное увлечение государства заимствованиями, особенно внешними, способно привести страну к ситуации, когда на обслуживание долга будут работать люди, даже еще не родившиеся на момент займа. В этом положении много лет находятся многие страны, например африканские, да и в относительно развитых такое встречается.

Мировая практика государственного заимствования знает немало примеров как успешности, так и губительности этого пути. В любом случае, без крайней необходимости (война, катастрофы, революции и т. п.) прибегать к нему следует с большой осторожностью. Правда, в мире пока нет единого понимания, что считать необходимым. И тут у вас вновь имеется поле для размышлений.

«Мир полон денег. Только каждый должен их другому» (из фольклора финансистов)



Поделиться ссылкой