Поддерживает или мешает гуманитарная помощь?

Помощь зарубежным странам является дискуссионным вопросом.

Некоторые люди сомневаются, что мы в принципе должны оказывать помощь зарубежным странам, когда полно нуждающихся среди наших граждан. Тогда возникает более широкий вопрос, поддерживает ли гуманитарная помощь развивающиеся страны, оказывает ли влияние на их народы и не ухудшает ли ситуацию.

Определение целей

ООН установила цель, согласно которой развитые страны должны тратить 0,7% валового национального дохода (ВНД) на официальную помощь развитию (ОПР) менее развитых экономик. В 2014 г. Дания, Норвегия, Люксембург и Швеция превысили этот порог, Великобритания достигла его; остальные страны не дотянулись.

Первая и иная помощь

У гуманитарной помощи могут быть краткосрочные или долгосрочные цели; она может оказываться одной страной или группой стран, а также индивидами, занимающимися благотворительностью. Она может быть предоставлена на каких-либо условиях или без них.

Помощь в чрезвычайных обстоятельствах предоставляется, чтобы смягчить первые последствия внезапных бедствий, таких как землетрясение, наводнение или голод, посредством спасательных работ и гуманитарных поставок продовольствия, предоставления убежища и медицинского обслуживания. Это часто финансируется пожертвованиями, в том числе от индивидов, и осуществляется международными гуманитарными агентствами, такими как Международный комитет Красного Креста и Медицина без границ. Многие правительства финансируют помощь в чрезвычайных обстоятельствах, а также еду, лекарства, оборудование и профессиональный (часто военный) персонал.

Долгосрочная помощь развитию предоставляется, чтобы со временем поднять уровень жизни в стране. Это может стать продолжением помощи в чрезвычайных обстоятельствах или применятся в стране, длительное время бедствующей из-за экологических, социальных или политических проблем. Она нацелена на улучшение образования, здравоохранения, инфраструктуры и других основных служб, чтобы люди и экономики стали более продуктивными в долгосрочной перспективе.

Помощь

Если одна страна помогает другой, это называется односторонней помощью. Если международная организация, такая как ООН, предоставляет стране помощь, это называется многосторонней помощью. Помощь может быть финансовой или в виде поставок и профессионального опыта.

С ограничениями и без

Помощь, предоставляемая бесплатно, называется грантом. Чаще у помощи есть условия, или она кондициональная, т. е. оказывается на фоне накладываемых ограничений. Например, финансирование развития (скажем, дамбы или железной дороги) предоставляется на том условии, что контракт на строительство отходит компании страны-спонсора. Реципиент получает инфраструктуру — новую дамбу или железную дорогу, — а деньги на ее строительство идут на благо стране-спонсору через создание рабочих мест и налоговых сборов от компании-застройщика. В таких проектах обычно задействуется и местный труд, а также местные материалы, что создает дополнительные деньги и для местной экономики. Такой вид помощи может принести пользу сообществам в краткосрочной перспективе, повышая местный уровень занятости и объем торговли, а в долгосрочной перспективе — улучшая инфраструктуру. Однако это не линейный процесс, он должен тщательно управляться, чтобы не нарушить баланс местной экономики, взвинчивая цены в регионе и даже приводя к дефициту. Требование задействовать организацию страны-спонсора ограничивает выбор в плане ценообразования, а также того, что именно строится и как строится.

Зачем нужна помощь?

Ключевая цель гуманитарной помощи — поднять уровень жизни беднейших людей мира, но сделать это так, чтобы результат был устойчивым. Вопрос заключается не в том, чтобы просто дать еду голодным или палатки тем, чьи дома разрушил ураган (помощь в чрезвычайных обстоятельствах), но в том, чтобы помочь создать справедливую экономику, из которой никто не выключен, а общество в целом сделать экономически продуктивным. Это сложная задача. Самые бедные общества мира опутаны проблемами, кажущимися неразрешимыми. К ним относятся неплодородная земля, враждебный климат, отсутствие природных ресурсов, политические беспорядки, репрессии и война. Это не те условия, в которых легко построить процветающую экономику.

Истощенный ребенок Африки
Истощенный ребенок Африки

Нет волшебной палочки, которая превратила бы нищую экономику в богатую. Но есть множество долгосрочных мер, которые могут обеспечить обществу более приемлемое будущее, в т. ч. финансирование образования, программ вакцинации, здравоохранения и жизненно необходимой инфраструктуры, такой как дороги и поставки чистой питьевой воды. Финансирование (или экспертный кредит) этого развития может не смягчать краткосрочные нужды беднейших людей, но должно создать лучшие перспективы в будущем. У экономистов разные мнения касательно того, насколько это эффективно.

Зачем отдавать деньги?

Поддержка международной помощи отнюдь не повсеместна. Многие люди утверждают, что это не наши проблемы, и они бы предпочли, чтобы деньги, которые они выплачивают в качестве налогов, оставались в их стране, принося непосредственную пользу родному населению. Но существуют экономические и политические причины помогать бедным в развивающихся странах: по большому счету, это наша проблема.

Землетрясение
Землетрясение

Долгосрочное развитие — если помощь работает — сделает мир лучше для всех нас. Оксфордский экономист Пол Колье сказал, что помощь должна в первую очередь оказываться из сострадания, а во вторую — из «осознанного личного интереса». Сострадание, которое мы испытываем к менее счастливым людям, побуждает нас сделать что- то, а осознанный личный интерес сохраняет нашу мотивацию, когда мы вступаем на тернистый путь определения гуманитарной программы. Осознанный личный интерес может проявляться, например, в понимании того, что экономических мигрантов станет меньше, если люди смогут найти работу в своей стране, или что развивающаяся экономика станет впоследствии ценным источником покупателей.

Глобальная производительность

Всему миру выгодно, когда каждая страна использует свои ресурсы максимально эффективно, повышая таким образом глобальную производительность. Кроме того, бедные люди пребывают в отчаянии, и без надежды — с высокой долей вероятности — вступают в экстремистские организации, поддерживают агрессивных диктаторов (которые могут дестабилизировать регион посредством военных конфликтов), выращивают опиум, становятся беженцами и экономическими мигрантами, ищут политического убежища. Люди с приемлемым уровнем жизни в родной стране, как правило, не стремятся ее покинуть.

Мусульманка

Сверху вниз и снизу вверх

Существует два основных подхода к оказанию помощи: нисходящий и восходящий.

Нисходящая помощь концентрируется на финансовой или иной поддержке властей страны, которые должны использовать или распределить полученные ресурсы, чтобы помочь наиболее нуждающимся людям. Этот вид помощи может оказываться с ограничительными условиями того, как она должна использоваться. Финансовая помощь может предоставляться в форме дешевого кредита или смягчения долга (отмены или снижения процентной ставки по кредитам). Если речь о практической помощи, в т. ч. о предоставлении оборудования, продовольствия или экспертного персонала, ограничения могут касаться того, как именно это все должно использоваться.

Восходящая помощь организовывается преимущественно спонсорами и оказывается непосредственно беднейшим людям. Примером может служить распространение Международным комитетом Красного Креста москитных сеток в Уганде. Поскольку восходящая помощь не задействует официальные каналы распространения внутри страны, она зачастую становится единственным способом оказать поддержку населению в регионах военных действий и стихийных бедствий, где транспортная инфраструктура разрушена.

В целом, крупные суммы выдаются в виде нисходящей помощи, но существует и больше ограничений на их использование.

Работает ли это?

Достигают ли в действительности гуманитарные программы своих целей — вопрос, обсуждаемый наиболее авторитетными экономистами мира. Гуманитарная помощь подвергается следующей критике (и список отнюдь не исчерпывающий):

  • она обогащает правящую элиту и криминальные группировки в стране-реципиенте, поскольку ее крадут, тратят не на то или иным способом препятствуют ее целевому назначению, так что она никогда не доходит до наиболее нуждающихся;
  • она создает культуру иждивенцев, а не помогает обществу создать устойчивую экономику, которая обеспечила бы ему финансовую безопасность и независимость;
  • она поддерживает репрессивные, недемократические и коррупционные режимы, не позволяя обществу перейти к более справедливой форме правления;
  • она может нарушить или уничтожить местные рынки, наводнив аграрную экономику дешевыми или бесплатными товарами, из-за которых местным жителям становится невыгодно производить и торговать;
  • она может быть неверно сформирована или быть негодной: например, продукты, которые не годятся в пищу по медицинским или социальным соображениям, и в конечном итоге их уничтожают.

Не делаем ли мы хуже?

Американский экономист Уильям Истерли немало критиковал нисходящую помощь. В частности, он критиковал последствия долгового смягчения. Списывание долгов, по его мнению, не высвобождает деньги для бедных, а идет во благо богатой правящей элите, которая обычно тратит деньги за границей, в экономически развитых странах, не создавая даже эффекта «просачивания». Он также утверждает, что долговое смягчение стимулирует чрезмерные траты (чтобы добиться списания) и способствует новым долгам, если правители полагают, что долги будут списываться и в будущем. Это также несправедливо по отношению к тем странам, которые свои долги выплачивают.

Он критикует гуманитарную культуру, в которой богатые правительства и граждане помогают африканцам и другим бедным народам. Это отрицает или минимизирует способность бедных стран помочь себе самостоятельно. Он предпочитает подход под названием «свободное развитие», при котором на первом месте стоят потребности, права и желания граждан развивающихся стран, и пусть они сами борются с нищетой и решают свои проблемы.

Пять миллиардов к одному (миллиарду)

В середине ХХ в. около одного миллиарда населения мира было довольно обеспеченным, в то время как 5 миллиардов жили в нищете. Эта ситуация изменилась, когда многие бедные страны, в том числе Китай и Индия, обрели экономическую мощь. Сегодня большая часть населения мира живет в относительно процветающих странах, и лишь один миллиард — в очень плохих условиях. Уровень жизни этих людей, однако, упал за последние 40 лет. В основном, это происходило из-за плохого управления, неразвитой инфраструктуры, военных конфликтов или гражданского неповиновения, что к тому же затрудняло эффективное оказание гуманитарной помощи.

Разумная помощь

В то время как Истерли полагает, что помощь приносит больше вреда, чем пользы, а Сакс со своим проектом «деревни тысячелетия» выступает за интенсивное вмешательство, Эстер Дуфло, профессор экономики в Массачусетском технологическом институте, выступает за срединный подход: оказание «разумной помощи», вмешиваясь предельно осторожно. Полагая идеологию, невежество и инерцию основными причинами неэффективности помощи, Дуфло призывает к избирательной помощи? которая должна оказываться в пробных масштабах, чтобы выявить, какие меры работают, а какие нет.

Комар



Поделиться ссылкой