Расходы бюджета

«Даже если всех экономистов привязать друг к другу, они все равно никогда не придут к соглашению.»
Бернард Шоу

Наш житейский опыт вполне однозначно подсказывает, что может быть сложно заработать деньги, а уж потратить их всегда легко — были бы они. Но это очевидное на нашем личном уровне наблюдение на уровне государственном выглядит порой неоднозначным до полной противоположности.

Дорогой закон

Джон Пирпонт Морган
Джон Пирпонт Морган (1837–1913) — американский предприниматель, банкир и финансист

Решение о том, как потратить бюджет, который еще только намечается наполнить, имеет уровень закона, принимаемого парламентом. За распределение бюджетных средств там идут нешуточные баталии: каждый отстаивает важность трат на «свое» направление, и, как это часто бывает, у каждого своя правда. В этой сфере как ни в какой другой развито явление лоббирования, когда парламентарии и их группы активно, до агрессивности, защищают финансовые интересы так или иначе связанных с ними отраслей, компаний, секторов экономики, например ВПК, энергетики и т. п. В истории известны случаи, когда бюджеты принимались едва ли не постатейным голосованием — настолько непросто оказывалось договориться о распределении денег.

Бюджетная сфера, огромная и многообразная

В понимании этого термина нередко наблюдается путаница и смешение понятий. Дело в том, что не всё, на что тратятся бюджетные деньги, относится к бюджетной сфере. Попробуем разобраться.

После того как бюджет прошел все стадии утверждения и стал полноценным законом, с начала соответствующего периода (год — если бюджет годовой, три года — если трехлетний и т. д.) начинается процесс его исполнения, то есть выделения и перечисления денег на указанные цели и статьи расходов получателям, с тем чтобы они тратили эти деньги по назначению.

В бюджете могут быть предусмотрены и определены расходы на образование, медицину, науку, оборону, поддержку производства, социальные обязательства государства, крупные проекты в экономике, охрану правопорядка, помощь некоторым нуждающимся в ней регионам, борьбу с чрезвычайными ситуациями и многое другое. Но собственно бюджетной сферой стоит считать те структуры, которые полностью содержатся за счет бюджетного финансирования.

Например, органы государственного управления или медицинские учреждения, университеты, армия, органы внутренних дел и прочие получают деньги из бюджета и расходуют их на зарплату сотрудников и т. д. А вот производители товаров и услуг, поставляемых по результатам конкурсов на госзаказ этим организациям, к бюджетной сфере не относятся, хотя и получают оплату из бюджета. Даже если такой производитель работает только на исполнение госзаказа, не имея иных покупателей, кроме бюджетных организаций, — все равно он не относится к бюджетной сфере.

Относить же или нет к этой категории предприятия госсектора — вопрос формально-теоретический. С одной стороны, эти предприятия существуют, как и любые другие коммерческие фирмы, — за счет самоокупаемости, а с другой стороны, их доходы полностью принадлежат казне как их собственнику (можете на досуге порассуждать на эту тему).

«Богатство — это способность в полной мере прочувствовать жизнь» (Г. Торо)

Структурные инвестиции: расходы с дальним прицелом

Помимо перечисленных выше направлений расходования бюджетных средств, почти очевидных для большинства граждан, имеются и иные.

Зачастую государство выступает как этакая глобальная девелоперская компания в масштабах страны, если допустимо такое сравнение. Оно осуществляет то, что называют структурными инвестициями, то есть капиталовложения в создание технических и организационных условий для прихода и работы в какую-либо сферу частного бизнеса, уже с его инвестициями.

Например, к какому-либо месторождению полезных ископаемых не ведут никакие дороги. Если это не проект масштаба, достойного гигантов вроде Газпрома, бизнес не заинтересован в таком месторождении, ибо до него просто не добраться, а дороги строить слишком дорого для частного инвестора — это окупится очень нескоро. Но если государство проложит туда дорогу, то частному капиталу это сразу может стать интересным, и начнется развитие уже, возможно, и без государственных денег: построят завод, около него — населенный пункт, туда придет торговый и банковский бизнес и т. д. Картина отчасти идиллическая, но вполне реальная. В качестве примера можно вспомнить железную дорогу от Тюмени на север — к Новому Уренгою и дальше. (Хотя когда-то давно, в конце 1940-х годов, ее уже начинали строить, но не достроили — вели, правда, с запада, от Оби.)

Со временем затраты на структурные инвестиции вполне могут вернуться в казну за счет новых налоговых поступлений от развившегося бизнеса там, где он без такого толчка от государства никогда бы не развился. Счет в таких вопросах может идти на десятилетия, но для проектов такого масштаба это вполне приемлемо.

«Инвестор должен всегда поступать как инвестор, а не как спекулянт» (Б. Грэм)

Проекты, что под силу лишь государству

Бывают и проекты, не сулящие больших экономических выгод в обозримом будущем, но без которых нормальное развитие и существование страны затруднительно. Такие проекты, как правило, очень велики и затраты и не всегда преследуют чисто экономические цели. Построить, скажем, обсерваторию, вряд ли захочет кто-либо, кроме государства, ибо расходы на фундаментальную науку могут вообще никогда не окупиться. Или мост масштаба того, что относительно недавно соединил с материком и Владивостоком остров Русский.

Такого рода дела во всем мире за редким исключением относятся к компетенции государства. Правда, чрезмерное увлечение подобными грандиозными свершениями может иметь и пагубные последствия для финансовой сферы: представьте, что, купив суперпафосный гаджет или затеяв суперевроремонт, вы оказались с пустым холодильником и долгами за квартиру...

Бывает и такая, на первый взгляд парадоксальная ситуация, когда государственные расходы превышают доходы. Это означает, что государство пошло по одному из путей.

«Деньги — хороший слуга, но плохой господин» (Ф. Барнум)



Поделиться ссылкой