«Или ты будешь управлять своими деньгами, или их отсутствие будет управлять тобой.»
Дэйв Рэмси
Если для человека его расходы могут быть как тяжелым бременем, так и приятными заботами, то для фирмы это почти всегда суровая необходимость. Поэтому здесь главное — прагматичный расчет и неуклонное стремление к экономии. Иной подход почти неизбежно ведет к разорению. Экономия, правда, бывает разной. На одном предприятии могут буквально драться за каждую копейку ежедневных расходов, а на другом — ради возможной крупной экономии в будущем тратить миллионы в настоящем. Но и в том, и в другом случае преследуется цель сокращения расходов как условие выживания, процветания и развития.
То, во что обошлось предприятию создание товара или услуги, называют себестоимостью. В нее входят почти все расходы фирмы, и даже простое перечисление статей затрат даст едва ли не полную картину трат компании.
Перечень этот весьма обширен, хотя конкретные состав и структура издержек могут существенно различаться в разных отраслях, видах деятельности отдельных фирмах.
Помимо выше перечисленного, финансовые ресурсы фирмы уменьшаются при выплате процентов по кредиту, штрафов, пени и неустоек, при отрицательных курсовых разницах по валюте и ценным бумагам, при списании долгов и выплатах учредителям или акционерам.
Если руководство компании ставит большие и дальние задачи, и для этого остаются и накапливаются деньги, то можно говорить о развитии предприятия. Кроме собственных ресурсов у фирмы имеются еще два источника финансирования долгосрочного развития: банковский долгосрочный кредит и привлечение новых участников-акционеров. У каждого варианта есть достоинства и недостатки. Прибегают к ним при недостаточности средств.
Развитие может идти по пути расширения масштабов предприятия, создания филиалов в других городах и странах, или по пути внутренней модернизации, освоения новых технологий и продуктов, предложения новых товаров и услуг. Средства на эти мероприятия берутся из прибыли после всех выплат (налоги, дивиденды и т. д.) или из вышеназванных сторонних источников.
«Инвестирование должно быть похоже на наблюдение за высыхающей краской или растущей травой. А если вам хочется динамики, берите 800 долларов и езжайте в Лас-Вегас» (П. Самуэльсон)
Нередко возникают ситуации, когда предприятию приходится тратить средства на вещи вроде бы необязательные, но без которых его деятельность представляется затруднительной.
С одной стороны, это могут быть разнообразные проекты социального рода, настоятельно рекомендованные государством. Так, например, предприятие может брать на содержание или техническое обеспечение учебное заведение по своему профилю, выделять площади и технику для участия в государственной программе поддержки малого предпринимательства, обеспечивать теплом и электричеством социально важные городские объекты. Делается это не только по писаным, но и по неписаным законам.
С другой стороны, развитие внутренней социальной инфраструктуры предприятия может происходить и по его инициативе, если есть понимание того, что без своего детсада, поликлиники или культурного центра очень трудно будет привлечь и удержать ценных работников в населенных пунктах, где в силу размеров, удаленности или еще чего-либо эти объекты отсутствуют. Такая практика существует, например, когда предприятие является градообразующим.
«Государственные финансы — это искусство передавать деньги из рук в руки, пока они не исчезнут» (Р. Сарнофф)