Рынок и рыночный механизм

Современные исследования теоретического характера и оценка опыта хозяйственной деятельности разнообразных стран мира продемонстрировали превосходство рынка в эффективности как инструмента развития экономики.

Рынок

Под словом «рынок» понимается комплекс экономических отношений, которые связаны с обменом определённых продукции и услуг, в результате чего происходит формирование спроса, предложения, а также цены. Рынок можно назвать лучшей возможностью без ограничений изготовить, реализовать или приобрести практически всё, за исключением запрещённых законом предметов (оружие, наркотики и т. д.).

Следует отметить, что рынок способен обслуживать все составляющие: изготовление, распределение, обмен, а также потребление. Рынок предоставляет для производства все необходимые ресурсы, плюс позволяет реализовать изготовленные товары, определяя при этом спрос на них. Что касается обмена, то здесь рынок играет роль основного канала реализации и закупки необходимых товаров и услуг. В сфере распределения рынок является механизмом, определяющим величину доходов владельцев ресурсов, которые реализуются на рынке. Кроме того, благодаря рынку граждане получают основную массу потребительских благ. И, наконец, что не менее важно, именно рынок определяет цену, которая выступает основным показателем рыночной экономики.

Нормальное функционирование рынка требует определённых условий. К примеру, в первую очередь необходимы участники рыночных отношений, которые заинтересованы либо покупать, либо продавать. Эти две стороны стремятся получить уверенность в том, что они получат соответствующую цену за свою продукцию (или услугу), которая предоставит им возможность получить прибыль и принять участие в рыночных отношениях. При этом является обязательным, чтобы оба участника отношений могли использовать соответствующую информацию о предлагаемых продукции и услугах с целью получения необходимого.

Выделяют несколько типов рынков. В качестве критериев выделяется несколько конкретных признаков. К примеру, в зависимости от вида реализуемого товара рынки подразделяются на рынки недвижимости, услуг, сырья, рабочей силы и т. д. В случае определения в качестве главного критерия величины территории, на которой функционирует рынок, они разделяются на внешние и внутренние рынки, мировые, региональные и пр. Кроме того, можно обозначить легальные и нелегальные (чёрный, теневой) рынки.

Важной частью функционирования рынка выступает необходимая инфраструктура, которую составляют разнообразные элементы, среди которых нужно упомянуть биржи (к примеру, валютные, товарные, фондовые и т. п.), широкую сеть банков, а также аукционы, ярмарки и пр. Данные элементы привносят в рыночную экономику логическую и организационную завершённость, связывая при этом производителя и покупателя в единое хозяйственное целое.

Главными условиями появления рынка следует считать, в первую очередь, разделение труда, которое поспособствовало появлению товарного производства. Важным является существование множества замкнутых производителей товаров, являющихся к тому же и собственниками, что служит источником колебания цены, спроса и предложения. Также необходимым условием выступает постоянность обмена. Таким образом, экономику, основанную на рынке, можно охарактеризовать как определённую систему, базисом которой являются частная собственность, свобода выбора и конкуренция, опирающаяся на собственные интересы.

Деятельность рынка происходит на основе общих для всех государств законов. Универсализм данных законов предопределяет единую суть рыночной экономики, которая проявляется в одинаковости предпосылок, а также её функций и механизмов на всех промежутках развития.

Одним из главных принципов развития рынка выступает свобода хозяйственной деятельности. Предприниматели имеют право заниматься каким угодно видом деятельности, который не запрещён законодательством: изготовлять продукцию, заниматься торговлей, предоставлять услуги, выступать в роли посредника. При этом бизнесмены осуществляют самостоятельное планирование своей деятельности: они сами решают, какую продукцию изготавливать, за какой срок, в то время как свои взаимоотношения строят на основе заключаемых договоров.

Ещё одним существенным принципом деятельности рынка является равенство разнообразных видов собственности, однако при этом отмечается доминирующее положение частной. Любые виды собственности находятся в процессе взаимодействия и конкуренции, которая приносит пользу всему обществу. В рамках рыночной экономики частная собственность имеет наибольшее распространение, поскольку во всех отношениях находится в соответствии с требованиями развития. Более того, рынок является порождением собственно частной собственности и при её отсутствии невозможен. Однако на законодательном уровне частная собственность не имеет специальных преимуществ по сравнению с муниципальной или государственной собственностью.

Главным законом деятельности рыночного механизма является закон спроса и предложения. Закон спроса гласит, что величина спроса на продукцию снижается при росте стоимости товара, с учётом других эквивалентных условий. Выделяется несколько типов спроса: социальный, спекулятивный, нерациональный. Социальный тип характеризуется отношением потребителей к продукции. Часть из них склонны не нарушать общий стиль, следуя в покупках за теми, на кого они хотят равняться. Однако некоторые проявляют стремление к эксклюзивности. Ещё часть потребителей осуществляют престижное потребление, поскольку достигнутый ими уровень жизни позволяет это делать.

Спекулятивный спрос возникает при достаточно высоких ожиданиях инфляции в обществе, то есть страх увеличения стоимости товаров в будущем способствует дополнительной покупке продукции в настоящий момент.

Нерациональный спрос обычно трактуют как внеплановый спрос, возникающий под воздействием прихоти, желания, смены настроения. Появлению спроса на отдельные товары способствует определённая чуткость покупателей к изменениям стоимости. Незначительные колебания в цене провоцируют большие изменения в объёме приобретаемой продукции.

Закон предложения предполагает, что величина предложения продукции повышается с ростом стоимости определённого товара. Например, предприятие продолжает выпуск продукции (обуви или одежды), в то время как она месяцами остается нереализованной в магазинах. Это яркий пример превышения предложением спроса.

Одним из важнейших принципов рыночного механизма является конкуренция, под которой следует понимать отстаивание субъектами хозяйствования выгодных для себя условий производства и последующей реализации продукции, учитывая необходимость соблюдения собственных интересов. В зависимости от состояния рынка применяется следующая классификация конкуренции: свободная (чистая), совершенная, а также несовершенная.

Свободная конкуренция — определённый тип рыночной структуры, в рамках которого формирование стоимости является итогом сбалансирования кривых предложения и спроса. Данный тип конкуренции подразумевает абсолютно свободный доступ и выход на (из) рынка для всех желающих. То есть любой гражданин имеет возможность стать предпринимателем и реализовать материальные средства и свой труд в необходимой для него сфере хозяйства. Для покупателей это означает свободу от любого ущемления прав и возможность приобрести продукцию и услуги на интересующем их рынке. Иногда свободную конкуренцию называют чистой, так как она не подвержена вмешательству государства и рынок свободен от монополий.

Совершенная конкуренция характеризуется наличием большого количества небольших предприятий/фирм, которые предлагают одинаковую продукцию. Процент любой такой фирмы в общей величине предложения товара определённого вида на рынке такой маленький, что увеличение или уменьшение стоимости одним предприятием никак не отразится на ценах остальных производителей. Возникновение новых предприятий в данной отрасли не вызывает препятствий или ограничений. Кроме того, отсутствуют любые ограничения на получение подробной информации о положении на рынках, стоимости товаров и ресурсов и т. д.

Для несовершенной конкуренции характерны значительные ограничения свободного предпринимательства. Подобная конкуренция существует при небольшом количестве предприятий в любой отрасли предпринимательской деятельности. В такой ситуации даже маленькая группа предпринимателей способна самостоятельно оказывать влияние на конъюнктуру рынка, кроме того, возникновение новых участников на рынке встречает определённые трудности.

В рамках рынка конкуренция может иметь значительные социальные и экономические результаты. Одним из подобных итогов считается создание монополий, которые по своей сути диаметрально противоположны свободной конкуренции. Монополия подразумевает преимущественное право в процессе производства и продажи продукции, а также осуществления некоторых других форм деятельности, принадлежащее, как правило, определённому человеку, группе лиц или же государству. Монопольное право предоставляет возможность навязывать покупателям выгодные монополисту условия взаимодействия. В условиях монополии на рынке есть единственный продавец продукции, устанавливающий на неё собственную стоимость, как правило, завышенную.

Основные понятия

  • Рынок — форма хозяйственных взаимоотношений между покупателями и производителями в сфере обмена.
  • Цена — стоимость определённой продукции и услуг, выраженная в денежном эквиваленте.
  • Спрос — желание потребителей купить определённый товар по конкретной цене, подкрепляемое финансовыми возможностями.
  • Предложение — комплекс товаров, предлагаемый к реализации продавцом в конкретный отрезок времени по альтернативной цене.
  • Товар — итог трудовой деятельности, призванный удовлетворить определённую потребность и предусмотренный для продажи, а не для личного употребления производителем.
  • Конкуренция — борьба представителей рыночного производства за привилегированные условия изготовления, приобретения и реализации продукции в процессе гарантирования их собственных экономических интересов.
  • Монополия — приоритетное право на изготовление, реализацию, а также другие виды деятельности, принадлежащее либо одному лицу, либо конкретной группе лиц или компаний, либо же государству.

Вопрос для самопроверки

Каковы основные составляющие инфраструктуры рынка?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какой тип конкуренции характеризуется наличием значительных ограничений свободного предпринимательства?

  1. свободная конкуренция
  2. совершенная конкуренция
  3. монополистическая конкуренция
  4. несовершенная конкуренция

Ответ. 4.

Какие рынки выделяют в зависимости от вида реализуемого товара? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. рынок недвижимости
  2. теневой рынок
  3. рынок услуг
  4. чёрный рынок
  5. рынок рабочей силы
  6. внешний рынок

Ответ. 135.




Поделиться ссылкой