Образование, его значение для личности и общества
Образование понимается как долговременный процесс получения человеком знаний, а также ознакомление с приоритетными ценностями и нормами культуры, которые характерны для данного общества. Основной задачей образования является общая профессиональная подготовка членов общества. Кроме того, как социальный институт оно выполняет в жизни общества ряд важных функций.
- Социализация подрастающего поколения. Суть этой функции заключается в том, что образовательные учреждения занимаются воспитанием и прививают молодому поколению ценности, без которых человеку будет довольно сложно адаптироваться в обществе и соответствовать его ожиданиям.
- Профессиональная подготовка. Связана с необходимостью общества иметь квалифицированную рабочую силу, которая будет адаптирована к высокому уровню развития техники и текущим экономическим условиям.
- Аккультурация. Помогает человеку быстро адаптироваться в обществе, для чего ему необходимо владеть какой-либо профессией и обладать общими знаниями.
Развитию образования присущи следующие тенденции:
- в мире осуществляется процесс всеобщего образования, то есть в подавляющем большинстве стран введено обязательное начальное образование;
- прослеживается тенденция унификации образования, то есть вырабатываются общие критерии, характерные для общеобразовательных систем разных стран;
- процесс образования становится непрерывным, это связано с необходимостью постоянно обновлять имеющиеся знания, которые быстро теряют свою актуальность вследствие научно-технического прогресса;
- происходит гуманизация образования, то есть в ходе его получения учитываются интересы и особенности каждого человека;
- больше внимания уделяют освоению гуманитарных знаний, то есть осуществляется гуманитаризация образования.
Образование является одной из главных сфер человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни человека и общества. Приоритетная задача образования заключается в приобщении индивида к достижениям человеческой цивилизации. В процессе обучения осуществляется передача учащемуся определённых данных и идёт подготовка к его самостоятельной творческой деятельности в выбранной сфере деятельности. Именно от качества образования, которое существует в отдельно взятом обществе, зачастую зависят темпы его экономического и политического развития. Вот почему каждое государство должно уделять огромное внимание развитию образования, выделять деньги для его финансирования, регулировать деятельность в сфере образования.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также принципы, на которых строится функционирование образования. В системе образования Российской Федерации существуют следующие образовательные ступени:
- дошкольное образование;
- общее образование насчитывает три ступени — начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы); основной целью общего образования является передача требуемого уровня общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
- профессиональное образование состоит из следующих ступеней: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование; цель этого вида образования заключается в передаче специальных знаний, необходимых человеку для успешной деятельности в определённой сфере.
Основополагающим институтом современного образования является школа, которая отличается от других форм обучения многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.
Для развития российского образования характерны те же тенденции, что и во всём мире. В Российской Федерации осуществляется модернизация образования, важнейшими характеристиками которой являются:
- переход к вариативному, личностно ориентированному образованию;
- повышение качества образования;
- соответствие образования современному научному и международному уровню.
Вопрос для самопроверки
Какие функции в общественной жизни выполняет образование?
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
К функциям образования не относится
- культивация
- аккультурация
- социализация
- профессиональная подготовка
Ответ. 1.
Что из перечисленного не относится к общим тенденциям в развитии образования в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны правильные ответы.
- обязательность высшего образования
- непрерывность образования
- компьютеризация процесса образования
- многообразие путей получения образования
- понижение качества образования
Ответ. 15.
Поделиться ссылкой