История развития избирательного права

«Первобытные демократии» и первые государства

Элементы выборов появляются уже на догосударственных стадиях развития человеческого общества. Они сопровождают своеобразное родовое народовластие, которое сейчас принято называть «первобытной демократией». В те давние времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей (в некоторых обществах — только мужчин). Очевидно, власть этих собраний дублировалась замкнутым кругом старейших мужчин племени. Например, у ряда угрофинских племён Северной Сибири общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили избираемые воины-предводители.

Клисфен. Современная мраморная сульптура
Клисфен. Современная мраморная скульптура

Первые государства — восточные деспотии Египта, Междуречья, Китая, — судя по всему, полностью избавились от выборного начала (хотя некоторые его элементы присутствовали в религиозной жизни). Другим путём пошло древнегреческое общество. Народные собрания в период ахейской («гомеровской») Греции представляли собой достаточно развитую и зрелую форму общественного управления. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины.

В V в. до н. э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот «демократический взрыв» был подготовлен реформами Солона и Клисфена (VII—VI вв. до н.э.). Будучи посредником между знатью и народом, Солон начал проводить важные политические преобразования. Наделяя свободных граждан политическими правами и обязанностями, он установил для них имущественный ценз. Участие бедняков в общественных делах было ограничено присутствием в народном собрании (органе прямой демократии) и в суде присяжных (гелиее), а право избирать и избираться на какую-либо должность, заседать в Совете четырёхсот и в ареопаге оставалось за имущими. Очевидно, что принцип имущественного ценза в данном случае (как и значительно позднее, уже в Новое время) объяснялся стремлением ограничить доступ к управлению государством «безответственных» элементов.

В правление Клисфена было упразднено деление граждан по родовому и имущественному признакам. При нем в Аттике завершилось формирование как экономического порядка и структуры рабовладельческого общества, так и государства в виде демократического полиса.

При Перикле (около 495-429 до н.э.) народному собранию были приданы особо оговорённые законодательные функции. Из органа родовой демократии оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Римский патриций с бюстами предков. Конец I в. до н. э.
Римский патриций с бюстами предков. Конец I в. до н. э.

Во времена Перикла должностные лица государства (военачальники, те, кто ведал финансами, строительством судов и т. д.) избирались либо открытым голосованием, либо по жребию. Выборность, ограниченность срока пребывания на посту, коллегиальность, отсутствие иерархии подчинённости, отчётность— всё это обеспечивало административному управлению Афин отчётливо демократический характер. Но к IV в. до н. э. афинская демократия стала терять свои позиции, клониться к закату.

По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначально носителем верховной власти в Риме были курштные комиции - собрание всех полноправных мужчин, принадлежавших к сословию патрициев. Слово «патриций» означает «отцовский», «происходящий от отца». Возможно, полноправных римлян называли так потому, что их происхождение от отцов было законным и сами они могли иметь законных сыновей. В их среде все права наследовались от отца к сыну на основе отцовского права. Собрание патрициев объявляло войну, занималось важнейшими судебными делами и облекало властью царя (гех), который был не монархом, а, скорее, пожизненным военным вождём.

Власть царя ограничивал сенат. В него входили главы патрицианских семей, которых называли отцами (pat res). Сенат был по сути советом старейшин, само его название происходит от слова senex - старец. Первых сенаторов в количестве 100 человек назначил легендарный основатель Рима - царь Ромул, позже их число выросло до 300. От патрициев, в руках которых была сосредоточена вся власть, отличались плебеи, возможно, являвшиеся пришлым населением Рима.

После установления республики в 509 г. до н.э. плебеи всё более веско заявляли о своих правах. Политическое противостояние патрициев и плебеев сопровождалось борьбой за влияние между народным собранием и сенатом. В отдельные периоды роль народного собрания возрастала, что свидетельствовало о росте демократических тенденций. В конце концов, они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство — знаменитые Законы XII таблиц, в которых устанавливалось единое для всех римлян частное право.

Когда Рим перешёл к активной завоевательной политике, роль народного собрания в политической жизни стала падать, республика приобретала все более аристократический характер. Влияние комиций, как и власть народных трибунов, росла в некоторые периоды гражданских войн, охвативших Рим со второй половины II в. до н.э. Борьба демократической и сенатской партии в конечном итоге привела к падению республики. Сенат, как и народное собрание, сохранились и после установления империи. Римский сенат во все века своего существования не отличался демократичностью, В императорскую эпоху сам механизм его формирования был таков, что в число сенаторов попадали, как правило, наиболее ловкие, циничные граждане, которых волновали не столько вопросы политического управления, сколько собственные привилегии и доходы. Народное собрание в Риме ещё во времена поздней республики стало объектом манипуляций политиков и полководцев. Когда в 330 г. столицей империи стал Константинополь, и римский сенат и народное собрание как таковые прекратили своё существование.

Становление выборов в Европе

В средневековой Европе выборное начало было представлено достаточно слабо, как правило, в городах, где выбирали членов юродских советов, ратуш, магистратов, руководство цехов и иных корпораций. Пожалуй, наиболее яркий пример выборов в общенациональный орган власти — английский парламент. Возникновение этого института связано с подписанной в 1215 г. королём Иоанном Безземельным Великой хартией вольностей, которая, в частности, запретила введение монархом новых налогов без согласия королевского совета. В 1265 г. на его основе был созван первый выборный парламент.

Эдуард I в парламенте. Книжная миниатюра. XVI в.
Эдуард I в парламенте. Книжная миниатюра. XVI в.

Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком, приносившим ежегодную ренту не менее определённой (довольно значительной) суммы. В городах имущественный ценз различался.

В 1295 г. король Эдуард I созвал так называемый «Образцовый парламент», в котором помимо родовой знати и верхушки Церкви были представлены также мелкое дворянство и городские слои населения. Вправление Эдуарда III парламент разделился на две палаты: палату лордов, где заседали высшая аристократия и высшее духовенство, и палату общин, в которую входили рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и монарха. Постепенно влияние нижней палаты усиливалось, а выборы в неё становились всё более демократичными. В XIX в. после ряда реформ к выборам в палату общин был допущен достаточно широкий круг избирателей, а география избирательных округов приведена в соответствие с картиной расселения избирателей, изменившейся в результате промышленного переворота.

Ещё одним интересным примером функционирования выборов на общегосударственном уровне в Средневековье и начале Нового времени является государственное устройство Речи Посполитой (1569—1795). В этом федеративном государстве огромную роль играла деятельность общенационального сейма и региональных сеймиков, участие в которых принимала местная шляхта (дворянство). Сейм избирал короля, давал ему разрешение на сбор налогов и формирование вооружённых сил, ратифицировал международные договоры и принимал другие важные решения.

Я. Матейко. Конституция 3 мая 1791 г. 1891 г.
Я. Матейко. Конституция 3 мая 1791 г. 1891 г.

Многие исследователи полагают, что характерная для этой системы анархия (связанная во многом с избирательной коррупцией и принципом liberum veto, по которому голос одного депутата мог заблокировать принятие любого решения) послужила одной из главных причин упадка и гибели польско-литовского государства в XVIII в. Тем не менее, идея избирательного права как одного из важнейших гражданских прав распространялась в Европе в немалой степени благодаря Речи Посполитой.

Бурное развитие избирательного права связано с событиями второй половины XVIII в., в первую очередь с победой американских колоний в Войне за независимость США в 1783 г. и с Великой Французской революцией 1789-1794.

Идея выборности органов власти стала одним из важнейших принципов строительства Соединённых Штатов Америки. С конца XVIII в. жители США выбирали президента (правда, путём двухступенчатых, а не прямых выборов), конгресс, губернаторов и законодательные собрания штатов, шерифов и даже судей (в некоторых штатах). Американское избирательное право было ограничено целым рядом цензов (имущественным, оседлости), а женщины и небелое население вообще не имели права голоса, но это был колоссальный для своего времени шаг вперёд на пути демократизации общественной жизни.

Ф. П. С. Жерар. Наполеон Бонапарт. 1805 г.
Ф. П. С. Жерар. Наполеон Бонапарт. 1805 г.

Что касается Великой Французской революции, то на разных её этапах количество выборных должностей и избирателей менялось. Но даже в период консульства (1799— 1804) и империи (1804—1814) существовали выборные законодательные органы, и решение о принятии Наполеоном Бонапартом титула «императора французов» было принято в результате референдума. Важно также отметить, что французская политическая модель в эти годы активно экспортировалась в завоёванные страны, что повлияло на развитие избирательного права в Италии, Голландии, Германии и других государствах.

В первой половине XX в. в большинстве демократических государств окончательно зацепляется принцип справедливых выборов — всеобщих, равных, прямых при тайном голосовании.

Избирательное право в России

Несмотря на то, что в русской истории, к сожалению, проявления демократических принципов были весьма редкими и эпизодическими явлениями, здесь тоже можно выделить определённые этапы развития избирательного права. Во-первых, конечно, следует вспомнить вече — народное собрание в догосударственный период и на ранних этапах существования Русского государства. Монголо-татарское нашествие окончательно разрушает вечевую систему в Северо-Восточной Руси (хотя упадок её, судя по всему, наметился ещё до монголов), однако с окончанием зависимости выборные начала в русской общественной жизни опять оживают.

В. М. Васнецов. Вече во Пскове. 1909 г.
В. М. Васнецов. Вече во Пскове. 1909 г.

В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала Боярская дума, но в чрезвычайных случаях в период с 1549 по 1653 г. созывались Земские соборы. В них участвовали высшее духовенство, члены Боярской думы, представители дворянства (как правило, московского), а в ряде случаев представители других сословий: выборные от городов, казаки, государственные крестьяне. Депутаты на собор прибывали частью по должности, но иногда и по выбору. Соборы решали вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и даже избирали государей (как, например, Михаила Романова в 1613 г.). Мы по сей день не очень хорошо представляем себе, в какой степени формирование Земских соборов базировалось на выборном принципе и как именно происходили выборы, но сам факт присутствия в составе соборов выборных людей (по крайней мере, в первой половине XVII в.) сомнения не вызывает.

Период с середины XVII до середине XVIII столетия выборов практически не знает, однако во второй половине XVIII в. ситуация начинает меняться. Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв кодификационной комиссии, призванной разработать новое законодательство. Многие её члены были выборными.

На практике в правление Екатерины было реализовано избирательное право дворянства и отчасти горожан. В соответствии с Жалованной грамотой дворянству от 21 апреля 1785 г. представители этого сословия наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать съезды и участвовать в них, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания созывались для проведения выборов один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора.

Выборным путём формировались органы городского самоуправления — общая и шестигласная городские думы. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести разрядов городского населения выбирал по одному гласному (т. е. обладавшему правом голоса депутату) сроком на три года. Они и составляли общую городскую думу.

В «эпоху великих реформ», как называют правление Александра II (1855—1881), были изданы весьма демократические для того времени акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян. Тем самым в организацию этих представительных органов закладывались элементы неравенства. Гласных — депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) — выбирали в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января 1864 г., на избирательных съездах уездных землевладельцев, городских или сельских обществ.

Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило параллельно складыванию российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило правительство пойти на расширение политических прав подданных, что привело к появлению в 1906 г. первого в России выборного законодательного органа — Государственной думы.

Голосование за депутатов Думы проводилось по куриям (разрядам избирателей): землевладельцами, горожанами и крестьянами. Выборы были непрямыми и неравными (голоса представителей различных курий имели разный «вес»), В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проходили в разное время, причём в национальных окраинах действовали особые правила. Избирательных прав не имели батраки, крестьяне, лишённые наделов за неуплату податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединённые ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе). После 3 июня 1907 г. избирательное законодательство ужесточилось (например, было существенно ограничено представительство населения окраин).

Своеобразным пиком демократичности в отечественной истории стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций. Был установлен самый низкий в мире возрастной ценз для голосующих — 20 лет, избирательные права предоставлялись российским гражданам обоего пола, ими также наделялись военнослужащие. Отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности, уничтожались ограничения по принципам национальности и вероисповедания. Избирательное право стало всеобщим и равным. В основе выборов лежала пропорциональная система, т. е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов. В отдельных округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система. Порядок голосования устанавливался тайный.

Советские выборы при всей их широте охвата (выбирали депутатов Советов всех уровней, а также судей и народных заседателей) и кажущейся демократичности были достаточно откровенной фикцией, ибо осуществлялись на безальтернативной основе. Кандидаты заранее определялись партийным руководством, а неучастие в выборах могло иметь для гражданина серьёзные последствия. Только с утратой Коммунистической партией своего лидирующего положения в конце 1980-х гг. в рамках советской системы начали проводиться действительно демократические выборы.

Автор: Алексей Кузнецов




Поделиться ссылкой