«Три типа господ» Макса Вебера

При всём богатстве и разнообразии типологий политических лидеров наиболее признанной и распространённой остаётся классификация, предложенная великим немецким философом и социологом Максом Вебером. Он выделил три типа лидеров, соответствующих трём типам политической власти, или в его терминологии «господства».

Тиберии Клавдий Цезарь Август Германии
Тиберии Клавдий Цезарь Август Германии: (Тиберий Клавдий Друз) в образе Юпитера (римские императоры вели свой оод от Юпитера). I в. н. э.

Любой тип господства предполагает наличие «господина» — лидера, обычно опирающегося на определённый механизм поддержки— «штаб управления». Отношения между господином и его штабом во многом обусловливают характер власти в государстве. В основе этих отношений лежит принцип легитимности— того источника, который, по представлениям самого лидера и его окружения, делает его власть законной. На основании различных видов легитимности Вебер выделял:

  • традиционное господство;
  • рациональное (легальное) господство:
  • харизматическое господство.

Древнейшим типом господства, характерным для подавляющего большинства государств Древнего мира и Средневековья, является то, в котором власть освящена традицией. Традиционным лидером может быть старейшина, обретающий этот статус в силу возраста и предполагаемой мудрости, или же правитель, получивший власть по наследству, и значит, опирающийся на авторитет многих поколений предков, обычно к тому же возводящих начало своего рода к какому-либо божеству.

Штаб управления в этом случае состоит из личных слуг, как было, скажем, в Древнем Египте, или из «товарищей» господина, таковыми являлись дружинники для князя в Древней Руси или викинги для конунга в Скандинавии. Связь штаба и господина определяется личными отношениями, а не какими-либо рационально установленными правилами. Лидер приближал к себе людей отнюдь не на основании их профессиональных качеств — никакой системы обучения чиновников в то время ещё не существовало. Состав штаба мог определяться знатностью подданных («местничество» в Московской Руси, система вассально-ленных связей в средневековой Европе) или особой милостью господина, приближающего к себе фаворитов.

Власть традиционного лидера с современной точки зрения ничем не ограничена, так как на этот счёт не существует никаких чётко прописанных условий, нет разделения властей и т. д. В то же время такой лидер находится в достаточно большой зависимости от бытующих в обществе традиций— обычаев, религиозных установлений и освящённых веками отношений. Например, правило «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавшее во многих европейских странах в Средние века, не было записано ни в одном своде законов, однако сеньоры предпочитали не нарушать его, поскольку в противном случае рушилась вся система взаимных обязательств, на которых основывалась жизнь общества.

В сфере компетентности традиционного лидера, безусловно, был сектор, независимый от традиции, — именно поэтому он мог приблизить к себе фаворитов или действовать в каких-то вопросах по собственному разумению. Но эти сферы были строго разграничены, и ни один самодержавный государь древности не смел нарушить традиционных установлений, не рискуя поставить под вопрос легитимность своей власти.

Чем ближе к Новому времени, тем очевиднее постепенное отмирание традиционного типа господства. Ему на смену в последние столетия приходит рациональный тип, которому соответствует' рациональный, или легальный, лидер. Такой лидер уже воспринимается не как господин своих слуг и не как старший среди товарищей, а как начальник назначенных чиновников. Таким образом, штаб управления превращается в бюрократическую структуру, действующую по узаконенным правилам, которые уважают и начальник, и чиновники.

Г С. Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870 г.
Г С. Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870 г.

Окружение лидера в идеале назначается не по личностным качествам, а в зависимости от их профессиональных способностей — поэтому обучение чиновников приобретает всё большее значение. Точно так же и их продвижение по службе начинает зависеть не от милости господина, а от компетентности и успешной работы.

Рациональный лидер подчиняется не традиции, а чётким безличным правилам; закон ставится выше его воли, кем бы он ни был — президентом, премьер-министром или конституционным монархом. Отсюда вытекает множество отличий рационального лидера и его штаба от лидера традиционного. В штабе рационального лидера сфера деятельности различных чиновников строго разграничена, действуют определённые правила и технические нормы, превозносится аккуратность в следовании этим правилам.

Члены штаба традиционного лидера обычно не имеют никакого жалованья. Они могут жить в доме, замке, дворце лидера, кормиться за его столом. Кроме того, они получают награду «от щедрот» господина. Это может быть часть добычи, захваченной в походе или земельные владения, но в любом случае не зарплата, которую получает окружение лидера рационального. Таким образом, вознаграждение при рациональном типе господства тоже приобретает безличный характер, и отделяется от личности самого лидера.

Помимо этих двух, наиболее распространённых видов господства и, соответственно, типов лидеров, Вебер особо выделил харизматическое господство — власть, основанную на признании харизмы лидера. Под харизмой имеется в виду «качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное Богом или как образец».

Власть, основанная на харизме, принципиально отличается как от традиционной, так и от рациональной. Штаб харизматического лидера — это не чиновники и не слуги, а, скорее, ученики, идущие за вождём и учителем и верящие в его призвание. Эта вера может быть безграничной и вызывать их бесконечную преданность.

Н.С. Хрущев во время конференции глав держав-победительниц во II мировой войне. Париж 16—17 мая 1960 г.
Н.С. Хрущев во время конференции глав держав-победительниц во II мировой войне. Париж 16—17 мая 1960 г.

Харизматическому лидеру приходится подтверждать свою харизму в глазах окружения и подданных — совершая чудеса, одерживая невероятные победы, возбуждая народ речами или проповедями. Если харизма лидера долго не подтверждается, то он может лишиться веры своего окружения, а значит, перестать быть лидером, так как вера — главная опора его власти. Поэтому в стране, которой правит харизматический лидер, всегда существуют проблемы с передачей власти.

Харизматический правитель обычно разрушает существовавшие прежде структуры, и возвращение к ним после его смерти оказывается невозможным. Однако новые обстоятельства так или иначе меняют характер власти. Если легитимность наследника основывается на его родстве с предыдущим лидером, то его правление становится уже традиционным. Назначенный преемник легитимен из-за своего назначения — и его власть тоже оказывается традиционной или постепенно принимает рациональные черты.

В любом случае правителю, пришедшему после харизматического лидера, не удаётся продолжать управлять теми же методами, что и его предшественник. Харизматический лидер мог не считаться ни с обычаями, ни с законами, но преемник уже не имеет такой возможности. Не случайно Октавиан Август, пришедший к власти через некоторое время после убийства Юлия Цезаря, настойчиво подчёркивал своё родство (не слишком близкое) с покойным диктатором. Точно так же ему было важно проявить себя как хранителя традиций Римской республики. По другому пути пошёл Никита Хрущёв: оттеснив после смерти Сталина других претендентов на власть, он провозгласил принцип восстановления «социалистической законности», продемонстрировав тем самым рациональный, легальный характер своего правления.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой