Партии и общество

Место партий в обществе

Положение партий в общественно-политической жизни двойственно и именно этим и интересно. С одной стороны, партии — это общественные организации, учреждённые частными людьми или другими общественными организациями. Сам факт существования партий обычно является одним из признаков наличия или зарождения гражданского общества. В большинстве случаев они создаются для защиты интересов той или иной группы людей. С другой стороны, партии являются организациями, претендующими власть. Их лидеры, партийные функционеры стремятся войти в органы законодательной и исполнительно! s власти. Они борются за места в парламенте, за право формировать правительство, за получение министерских постов. Таким образом, верхушка партии оказывается причастной к государственной власти, а партия — своеобразным мостом, связывающим общество и государство.

Этот двойственный характер партий определяет и их функции — вне зависимости от той идеологии, которой они придерживаются. По мнению немецкого политолога Клауса фон Байме (род в 1934), партии выполняют несколько основных функций. Во-первых, определяют цели партийной борьбы и развития общества. Цели обычно формулируются в программных документах и манифестах, предшествующих созданию парши или провозглашаемых непосредственно после её учреждения. Впоследствии, по мере развития и изменения политической ситуации в стране, цели могут пересматриваться. Но в любом случае в каждый конкретный момент времени перед партией должны стоять чёткие задачи, иначе её деятельность потеряет смысл.

Вторая важнейшая функция — выражение определённых социальных интересов Любая партия заявляет, что отстаивает интересы какой-то социальной группы — от самой маленькой локальной группировки избирателей области или региона вплоть до широких слоёв населения или даже всего народа. При этом руководители партии должны осознать, в чём заключаются интересы той части населения, которую они представляют. Естественно, что эффективнее всего это происходит, если существует тесная связь между членами парши и представляемой ими социальной группой.

Конечно, история знает случаи, когда партия претендует на выражение интересов некой группы, а на деле преследует совершено иные цели. Так, КПСС в течение долгого времени определяла себя как выразительницу интересов рабочего класса, а затем и всего советского народа, однако, по сути действовала в пользу партийной номенклатуры. В демократическом обществе такая ситуация менее вероятна, ведь партия, неверно воспринявшая интересы своей социальной группы, может просто лишиться поддержки.

Ещё одной функцией партии является мобилизация граждан страны, прежде всего для участия в избирательных кампаниях. Чем крупнее партия, тем активнее она выполняет эту функцию. Нелегальные организации мобилизуют граждан другими способами, привлекая их к своей подпольной деятельности, и делают это в более ограниченных масштабах.

Если перечисленные выше функции естественно вытекают из характера партии как общественной организации, то следующая уже связана со стремлением большинства партий к власти. Это функция формирования политической элиты и правительственных структур. Понятно, что не все партии имеют реальную возможность выполнять эту функцию на федеральном или локальном уровне, но все, за исключением наиболее эксцентрических и маргинальных, к этому стремятся. По сути дела, партия, которая не старается получить доступ к государственному управлению, уже не является партией в полном смысле слова. Во многих странах существуют партии, которые весьма комфортно чувствуют себя в оппозиции, так как критиковать правительство намного легче, чем брань на себя ответственность за принятие государственных решений. Но даже не испытывая на самом деле желания прийти к власти, такие оппозиционеры никогда в этом не признаются, а, напротив, постоянно высказываются на тему, насколько лучше была бы ситуация в стране, если бы их партия получила власть.

Институциализация партий

За последние два с лишним столетия активно шёл процесс институциализации партий — признания государством самого факта существования партий и закрепления его в законодательстве. В XVIII — начале XIX в. ни в одной стране мира не было официально признанных партий, и уж тем более законов, определяющих их деятельность. Первым этапом признания партий государством стала возможность их официального упреждения, в большинстве западных и североамериканских стран появившаяся во второй половине XIX начале XX в., когда легальная партийная деятельность стала важной составляющей политической жизни.

Мэнифестация в Москве на Страстной площади в день выборов в Учредительное собрание. 1917 г.
Мэнифестация в Москве на Страстной площади в день выборов в Учредительное собрание. 1917 г.

В конституции упоминание о партиях вносится намного позже. Впервые это сделали в Италии в 1947 г., затем этому примеру последовали и другие страны. Конституция ФРГ 1949 г. чётко определила место партий в политической системе, их права и обязанности (например, предоставлять публичный отчёт о своих финансах). Здесь же впервые было введено понятие противоконституционной партии — стремящейся нанести ущерб демократическому строю. На сегодняшний день кроме конституций деятельность партой определяется также развитым законодательством — законами о выборах, о финансировании партий, законами о партиях.

Все эти перемены, произошедшие в основном во второй половине XX в., дали возможность некоторым учёным говорить о принципиальном изменении самого характера партий, о том, что они больше не являются политическими организациями, а стали частью государственной системы управления. Очевидно, в таком утверждении есть определённый резон, однако здесь налицо явное упрощение ситуации.

Тенденции развития партий

Изменение места, занимаемого партиями в политической системе государства, — далеко не единственная перемена, произошедшая за последнее столетие. Меняются сама структура партий, характер власти партийных лидеров, отношения партийных функционеров как с избирателями, так и с парламентариями.

Дюверже выделял две тенденции, характерные для большинства партий начиная ещё с XIX в. — рост власти руководителей и усиление личного характера власти.

Практически все партии независимо от их политических идей постепенно эволюционируют в сторону олигархического управления. Какой бы демократической ни была идеология партии, рано или поздно её лидеры приходят к мысли о том, что демократические тенденции в управлении мешают ей развиваться. Прямые выборы руководства на всех уровнях, закрытое голосование на партийных съездах и конференциях— все эти методы постепенно в большей или меньшей степени начинают соседствовать с другими, а иногда оказываются и полностью вытесненными. Прямые выборы партийных руководителей встречаются далеко не везде, в большинстве случаев их избирают присланные на съезд делегаты, среди которых велик процент партийных функционеров.

Закрытое голосование уступает место открытому или же кооптации — включению в руководящие органы людей, которых туда никто не выдвигал, за которых никто не голосовал. В любой партии рано или поздно устанавливается определённый «внутренний круг», сосредоточивающий в своих руках большую часть власти. Это могут быть высокопоставленные партийные функционеры, либо семейный клан, имеющий влияние благодаря родству с лидером или своему финансовому положению, либо просто наиболее эффективные управленцы. В любом случае логика политической борьбы показывает, что олигархически устроенные партии могут действовать более эффективно, чем те, в которых весь процесс управления основан на демократических принципах.

В то же время возрастает роль партийных лидеров, с именами которых партия зачастую начинает ассоциироваться в большей степени, чем с её программными положениями. Это касается в первую очередь авторитарных и тоталитарных ^вождей» — Сталина, Гитлера, Муссолини, — но персонализация власти видна и во многих демократических партиях.

Современные американские учёные Кеннет Джанда и Роберт Хармел считают, что партии в принципе не склонны к резким переменам. Изменения в структуре или лозунгах даются нелегко и обычно происходят после понесённого партией поражения или же под давлением каких-либо ассоциаций — молодёжных объединений, дискуссионных клубов и др. Это оказывается достаточно сильным импульсом для того, чтобы вынудить обычно стремящуюся сохранить своё положение партийную элиту согласиться с необходимостью нововведений.

Однако в последние десятилетия ситуация меняется настолько кардинально, что и партии часто оказываются вынужденными идти на принципиальный пересмотр как своей организации, так и идейных установок. По мере увеличения количества партий усиливается предвыборная конкуренция, тем более что во многих странах существует определённый процентный барьер, не дающий возможности партиям, набравшим меньше голосов, пройти в парламент. В результате всё большее значение приобретают многочисленные коалиции. Для образования коалиции партиям приходится вступать в переговоры со своими потенциальными союзниками, корректировать программы, определять размеры взаимных уступок, что неизбежно порождает перемены.

Беназир Бхутто - премьер-министр Пакистана в 1988-1990 и 1993- 1996 гг.
Беназир Бхутто - премьер-министр Пакистана в 1988- 1990 и 1993- 1996 гг.

Ещё Дюверже предсказывал закономерную эволюцию партий от кадровых к массовым, что мы и видим в современном мире. Партии стремятся как можно больше работать с молодёжью, привлекать широкие группы населения.

Другой важный фактор, влияющий на развитие партий, — это изменение электората. Поскольку в большинстве стран мира сегодня существует всеобщее избирательное право, потенциальный электорат исчисляется сотнями тысяч и миллионами человек. Борьба за их голоса стала важнейшей частью партийной борьбы, заставляя искать всё новые способы привлечения избирателен. Огромная роль средств массовой информации в современном мире сказывается и на политической борьбе. Президентские выборы 2008 г. в США привлекли всеобще: внимание не только из-за своей политической значимости, но и потому, что первичные выборы (праймериз), в центре которых оказалась борьба двух претендентов на место кандидата от Демократической партии — Хиллари Клинтон и Барака Обамы, а затем и борьба Обамы и Джона Мак-Кейна — превратились в многомесячное политическое шоу. Встречи претендентов с избирателями, теледебаты, результаты интернет-опросов транслировались по всему миру.

По сути дела подобные вещи происходят в любой демократической стране, хотя, быть может, привлекают меньше внимания мировой общественности. Партии всё шире используют пиар-технологии, как легальные, так и чёрные», активно работают со средствами массовой информации, а свою предвыборную борьбу строят, исходя из того факт, что большая часть электорат голосует не за идеи, а за личностей. Отсюда — создание определённого имиджа лидеров партии на основе предпочтений и симпатий потенциальных избирателей.

Барак Обама (слева) и Джон Мак-Кейн на президентских выборах 2008 г.
Барак Обама (слева) и Джон Мак-Кейн на президентских выборах 2008 г.

Развитие интернет-технологий также даёт возможность совершенно по-новому строить отношения как внутри партии, так и между партийными лидерами и электоратом, что породило в последние десятилетия понятие «электронной демократии».

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой