Референдум. Плебисцит

Референдум (от лат. referendum — «то, что должно быть сообщено») — голосование избирателей по какой-либо проблеме государственной или общественной жизни — представляет собой важнейший институт прямой демократии. Как правило, на референдум выносится конкретный вопрос (или ряд вопросов): законопроект, проект конституции, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса страны или же внутриполитическая. Инициатива проведения референдума может исходить от группы граждан, группы депутатов парламента или парламента в целом, исполнительной власти, субъекта федерации в федеративном государстве.

Референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного в Латвии. Февраль 2012 г.
Референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного в Латвии. Февраль 2012 г.

Референдум как явление возник в древнем Риме, в эпоху ранней республики, где народные собрания (комиции) проходили в трех разных формах: куриатные, центуриатные и трибутные. В самые древние куриатные комиции допускались только патриции. В центуриатных комициях участвовали и патриции, и плебеи. Все они были разделены на разряды по имущественному признаку, решения принимались голосованием не отдельных граждан, а центурий, что давало преимущество представителям высших разрядов. Самыми демократичными были трибутные комиции. Поначалу это были собрания плебеев по трибам (территориальным округам), и решения этих собраний, называвшиеся «плебисцит» (лат. plebiscitum, от plebs — «простой народ» и scitum — решение», «постановление»), были обязательны только для плебеев.

Но законом 449 г. до н.э. решению плебейского собрания был придан общеобязательный характер. Спустя еще девяносто лет, в 339 г. до. н. э. отменили правило, по которому плебисцит должен был утверждаться сенатом. После этого трибутные комиции стали основным законодательным органом в Риме. Сегодня термин «плебисцит» используют наряду с термином «референдум» иногда как полный его синоним, иногда для обозначения специфической разновидности референдума.

В Новое время идея референдума возродилась в революционной Франции как одно из выражений принципа народного суверенитета. Первым своим актом республиканский Конвент в сентябре 1792 г. объявил, что «конституция не может войти в силу, не будучи принята народом», и конституция 1793 г. была принята в результате голосования избирателей. В международном праве данный институт впервые применён также в эпоху Великой французской революции: жителям Авиньона, который, как и окружавшее его графство Венессен, с 1271 г. принадлежал римским папам, в 1791 г. предоставили право высказаться в пользу или против присоединения к Франции. В 1797 г. папство было вынуждено признать результаты этого плебисцита. В XIX и XX вв. референдумы неоднократно проводились в Европе для решения различных территориальных вопросов.

Резня в Ледяной башне. Гравюра 1844 г. Эпизод революционной борьбы 1791 г. в Авиньоне
Резня в Ледяной башне. Гравюра 1844 г. Эпизод революционной борьбы 1791 г. в Авиньоне между папистами и сторонниками присоединения к Франции

В конституционном праве современных государств упоминаются различные формы референдумов и процедуры их применения. Они подразделяются на общенациональные — проводимые в пределах всей государственной территории и местные — проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

Референдумы также делятся на конституционные, предметом которых являются проект новой конституции, конституционная реформа или поправки к конституции, и законодательные — по проекту закона либо по уже вступившему в силу закону.

По правовой значимости выделяют консультативные референдумы (или народные опросы), которые проводятся лишь с целью выяснить мнение населения по какому-либо вопросу, тогда как решение по нему остаётся за государственными органами. Они практикуются, в частности, в Швейцарии и Испании и в ряде стран именуются плебисцитами. Другим видом являются решающие референдумы, когда некий акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы.

Референдумы бывают также обязательными и факультативными. К первой группе относятся голосования, необходимость которых предусмотрена конституцией или другим конституционно-правовым актом (например, при изменении конституции). Во втором случае проведение референдума определяется волей соответствующего государственного органа или группы граждан. Примером могут служить «петиционные референдумы» — когда определённое число граждан подписывает петицию с требованием принять тот или иной закон, и по нему проводится народное голосование. Такая практика встречается в большинстве штатов США, а также в Италии.

Конституционный референдум в Киргизии. Июнь 2010 г.
Конституционный референдум в Киргизии. Июнь 2010 г.

В Российской Федерации референдум (термин «плебисцит» российское право не использует) наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок его проведения определяется в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. Он проводится на всей территории РФ на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участвовать в референдуме могут все граждане РФ, обладающие избирательными правами.

На референдум выносятся проекты нормативных актов и вопросы, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международными договорами РФ. Конституционное собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум в РФ не могут выноситься вопросы

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента РФ, Государственной думы, Федерального собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов президента РФ, депутатов Государственной думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, занимающих государственные должности РФ;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ;
  • о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;
  • о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • об амнистии и о помиловании.

Кроме того, вопрос, выносимый на референдум РФ, не должен противоречить конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

М. С. Горбачёв голосует на всесоюзном референдуме. Март 1991 г.
М. С. Горбачёв голосует на всесоюзном референдуме. Март 1991 г.

Инициативу проведения референдума в Российской Федерации могут выдвигать

  • не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что не более 50 тыс. из них проживают на территории одного субъекта РФ или за пределами территории РФ);
  • Конституционное собрание — по вопросу принятия новой Конституции РФ;
  • федеральные органы государственной власти — в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Референдум назначает президент РФ путём издания специального указа.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан РФ, принявших участие в голосовании. Принятое решение вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума и действует на всей территории страны. Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Референдум по вопросу запрета на строительство минаретов. Швейцария 2009 г.
Референдум по вопросу запрета на строительство минаретов. Швейцария 2009 г.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, необходимо издать нормативный правовой акт, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан определить срок подготовки этого акта в течение 15 дней со дня вступления в силу решения. Этот срок не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

Автор: Алексей Кузнецов




Поделиться ссылкой