Виды знаний. Познание

Знание можно характеризовать как результат познавательной деятельности человека. Если рассматривать знание в широком смысле, то это будет субъективный образ реальности в форме понятий и представлений, а в более узком значении — обладание определённой информацией, которая позволяет решить ту или иную проблему. Знания хранятся и передаются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Существует несколько видов знаний: обыденно-практические, эмоциональные, эмпирические, теоретические, фундаментальные, прикладные, гуманитарные и др.

Обыденно-практическое знание существовало ещё на ранних этапах истории. Эта форма базируется на опыте повседневной жизни людей. Таким образом, знания, полученные на этой основе, носят хаотичный характер и представляют собой набор определённых правил. Обыденное знание является основной ориентацией человека в социуме, основой его повседневного поведения и предвидения, однако оно обычно содержит ошибки и противоречия.

По своей сути знания могут быть как декларативные, так и процедурные.

Декларативные знания содержат в себе лишь некоторое представление о структуре понятий. Такие знания приближены к фактам.

Процедурные знания имеют активную природу. Они содержат представления о возможных путях получения новых знаний, проверки знаний.

По месту нахождения выделяют неявные и явные знания.

Неявные знания включают в себя знания людей, которые ещё не формализованы и не могут передаваться другим людям.

Явными знаниями называют знания, которые формализованы языковыми средствами и могут быть переданы другим людям.

По степени научности выделяют научные и ненаучные знания.

Ненаучные знания представляют собой определённый комплекс знаний, которые не соответствуют конкретному образцу, состоящему из утверждений о явлениях, которые могут быть объяснены с научной точки зрения. Их можно классифицировать на научные, лженаучные, антинаучные знания.

Научные знания — комплекс знаний, которые могут быть подтверждены и проверены в любых условиях, имеют универсальный характер. Научные знания разделяются на эмпирические и теоретические.

Научные знания
Научные знания — знания, которые можно проверить. Большинство из них имеют универсальный характер, то есть могут подтверждаться при любых условиях

Эмпирические знания предполагают взаимосвязи отдельных событий, которые служат для фиксации различных состояний определённых явлений (количественных и качественных). Эмпирические законы в своём большинстве носят вероятностный характер и не являются строгими. На основе обобщения эмпирических данных образовываются теоретические представления.

Теоретические знания включают определённые теории, концепции, базирующиеся на логических умозаключениях.

Если сравнивать теоретические законы с эмпирическими, то следует отметить, что первые имеют более строгий, формальный характер. Термины, используемые для описания теоретического знания, относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Эти объекты невозможно подвергнуть экспериментальной проверке.

Многообразие видов знаний зарождается в процессе как специально организованной, так и неорганизованной познавательной деятельности людей.

Познание может быть чувственным, рациональным, научным.

Чувственное познание формируется в результате взаимодействия человека как субъекта познания с окружающим миром. В процессе чувственного познания мир предстаёт перед человеком во всей конкретности и определённости. Он воспринимается с помощью органов чувств, дающих человеку возможность ощущения. Таким образом, восприятие человека связывает воедино все его ощущения и рождает целостный образ того объекта, который воспринимается органами чувств и при необходимости воспроизводится как представление. Представление теряет точные детали, но при этом сохраняет то, что является главным, определяющим для объекта познания.

Рациональное познание не включает в себя обязательный контакт с различными объектами мира, оно выделяет наиболее общие характерные черты познаваемых объектов и именно в этом заключается его отличие от чувственного познания. Для рационального познания присуще обращение к понятиям, суждениям, умозаключениям.

Понятие — это обобщение различных признаков изучаемого объекта или явления. При этом понятие обычно охватывает целые группы однородных объектов.

Суждение являет собой описание, характеристику, сравнение свойств изучаемого объекта.

Умозаключение — это обобщённый вывод, полученный в результате сопоставления каких-либо понятий и высказанных суждений.

Научное познание имеет ряд определяющих особенностей, таких как: рациональность, доказательность, системность. Основополагающими принципами научного познания являются:

  • принцип причинности, благодаря которому возникновение разных материальных объектов и систем имеет некие основания в предшествующих состояниях материи;
  • принцип истинности научного познания заключается в том, что научная теория обязательно должна быть подтверждена практикой;
  • принцип относительности научного познания сводится к тому, что научное знание всегда относительно и может быть ограничено познавательными возможностями людей в конкретный момент времени.

Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Основная задача эмпирического уровня познания заключается в том, чтобы проводить описание предметов и явлений, а основная форма получаемого в итоге знания является эмпирическим фактом. При эмпирическом познании активно используются такие методы, как наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент.

Теоретические знания
Теоретические знания — теории, концепции и законы, основанные на логически непротиворечивых выводах и умозаключениях

Наблюдение заключает в себе целенаправленное изучение различных предметов и явлений. Результатом наблюдения, которое основывается на таких формах чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление, является получение знаний о внешних свойствах изучаемого объекта.

Эксперимент — это вид изучения различных явлений, происходящих в строго заданных условиях. Среди множества экспериментов можно выделить такие их виды, как исследовательский или поисковый эксперимент, физический, химический, социальный и др.

На теоретическом уровне познания происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое в итоге знание формируется в виде законов, принципов и научных теорий, в которых демонстрируется суть познаваемых объектов. При теоретическом познании используются такие методы, как мыслительный эксперимент, метод гипотезы, создание научной теории.

Мыслительный эксперимент предусматривает, что заданные условия будут воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении этого эксперимента учёный оперирует не реально существующими объектами познания, а только их мыслительными образами и теоретическими моделями.

Метод гипотезы — это выдвижение и обоснование определённых предположений, которые могут давать логическое объяснение эмпирическим фактам, не укладывающимся в рамки прежних объяснений. На основе проверенных гипотез осуществляется построение научных теорий.

Научной теорией называют логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражается специальной системой определений. Научная теория выполняет как описательную, так и прогностическую функцию, то есть даёт возможность определить направление дальнейшего развития общества, а также природы.

К универсальным методам познания, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровне, принадлежат:

  • анализ — выделение и изучение отдельных элементов одного объекта;
  • синтез — объединение в целое различных признаков, а также поиск связей между фактами и явлениями;
  • индукция — переход от отдельных фактов к общему выводу;
  • дедукция — рассуждение, с помощью которого можно выделять отдельные свойства, признаки явлений на основе их общих предпосылок;
  • аналогия — равенство внешне разных предметов или явлений на основе существенных признаков.

Особым видом научного познания является социальное познание. Его уникальность заключается в том, что объект и субъект познавательной деятельности совпадают, именно поэтому полученные знания практически всегда будут эмоционально окрашены, субъективны и идеологически предопределены.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что является характерным для чувственного и рационального познания?

  1. начинается с ощущения
  2. формирует представления и знания о предмете
  3. даёт наглядный образ предмета
  4. использует логическое умозаключение

Ответ. 2.

Что из перечисленного ниже не относится к универсальным методам познания? Запишите цифры, под которыми указаны правильные ответы.

  1. дедукция
  2. коррупция
  3. индукция
  4. синтез
  5. фотосинтез

Ответ. 25.




Поделиться ссылкой