Луи Антуан де Бугенвиль родился в 1729 году. Учеба в парижском университете выявила его поразительные математические способности, но, тем не менее, он оставляет науку ради военной службы. Судьба приводит его в Канаду в составе экспедиции 1756 года, однако, когда он в поисках подкрепления приезжает обратно во Францию, ему отказывают в помощи.
В 1763 году Бугенвиль становится капитаном французского флота. Его посылают организовывать заморские колонии в Атлантике. Поскольку Франция втягивается в гонку за новыми землями, экспедиции, в резуль тате которых к французской короне могли бы быть присоединены новые острова и земли, получают поддержку. Бугенвиль совершает кругосветное плавание на кораблях «Будез» и «Этуаль». В будущем он планирует плавание к Северному полюсу, но на это уже не дают средств. Вскоре Бугенвиль возвращается к научной деятельности и даже избирается членом Парижской академии наук.
Во время Великой французской революции его арестовывают, а после ее падения император Наполеон жалует ему титул графа. Умер граф Луи Антуан де Бугенвиль в 1811 году.
Удивительная судьба Луи Бугенвиля вполне могла бы лечь в основу приключенческого романа. Его путь из подающих надежды ученых сначала в мушкетеры, а потом в мореплаватели изобиловал неожиданными поворотами, которые резко меняли его судьбу. Один меткий ответ морскому министру – и он получает аудиенцию у короля, осуществляет свои мечты о кругосветном путешествии.
К тому времени воды Мирового океана уже бороздят суда и англичан, и испанцев, их колонии появляются на неизвестных островах. Кругосветных путешествий было к тому времени совершено уже 14! И среди них не было ни одного, совершенного под французским флагом. Франция также включилась в гонку за новыми землями, тем более, что тогда буквально каждое морское путешествие приносило новые сведения о побережьях островов и даже континентов, совершались «открытия» и «закрытия» несуществующих земель. Для кругосветки Бугенвилю были выделены два корабля, «Будез» и «Этуаль».
Во многом пути кораблей Бугенвиля повторяли пути предшественников: через Атлантический океан, к устью Ла-Платы, затем на юг, чтобы обогнуть Южную Америку. Помимо своих собственных целей в обязанности экспедиции входила еще и ликвидация французской колонии на Фолклендских островах: по международному соглашению острова отходили к Испании.
После Магелланова пролива их встретил Тихий океан. Несмотря на то, что в его водах уже неоднократно бывали суда под разными флагами, были совершены основные открытия земель, и на долю Бугенвиля их досталось немало. Небольшое отклонение от курса предшественников могло легко привести к открытиям. Бугенвилю принадлежит открытие и нанесение на карту островов Туамоту. А вот там, где согласно картам предшественников можно было ждать встречи с сушей, простиралась лишь гладь океана. Будучи ученым, да к тому же математиком, Бугенвиль скрупулезно ведет наблюдения и измерения, как астрономические, так и топографические.
В апреле 1768 года корабли подошли к Таити, райскому острову, который был очень гостеприимен к путешественникам. Однако из-за бесчинств моряков корабли были вынуждены срочно уплыть. Сам капитан был разгневан поведением своих подчиненных, но им ничего не оставалось, как удалиться с острова, предварительно включив его во владение Франции. Взяв на борт местного жителя, они отправились к другим островам, которые и сейчас называют Французской Полинезией. Абориген на удивление быстро обучился на судне французскому языку, и капитан с удивлением узнал от него, что и до них остров посещали корабли, поочередно присваивая остров своей стране.
Только случайность не позволила команде Бугенвиля стать первооткрывателями восточного побережья Австралии (тогда известной под названием Новая Голландия). Продвигаясь по водам Тихого океана на запад, моряки стали отмечать, что на поверхности встречаются фрукты, обломки деревьев и веток: все это говорило о близости земли, вскоре они увидали низкие берега. И только опасения, что тяжелые корабли могли сесть на мель и разбиться о рифы, удержали Бугенвиля от высадки на берег. Направляясь вдоль побережья, он прошел Торресовым проливом и посетил берега Новой Гвинеи, присоединив к французским владениям открытые и нанесенные им на карту Соломоновы острова и множество маленьких коралловых атоллов.
Однако дальнейшие продвижения были затруднительны: испортились запасы продовольствия, началась цинга у членов экипажа. «Оставшаяся провизия издавала такой запах падали, что самым тяжелым в нашем путешествии был гонг к столу», – так писал об этих днях Бугенвиль. Однако тут им улыбнулась удача: завернув к острову Бура, где была размещена голландская колония, они получили разрешение запастись свежими продуктами и водой. Почти все больные выздоровели.
После Явы суда пересекли Индийский океан и достигли о. Маврикий, где встали на ремонт. Уже в следующем году, в марте 1769 года, суда Бугенвиля, обогнув Африку, пришли во французскую гавань Сен-Мало. О плавании Бугенвиль написал огромный труд в двух томах «Плавания вокруг света в 1766–1769 гг.», многократно переизданный впоследствии. Французская кругосветка по праву считалась среди современников не только богатой на открытия, но и одной из самых счастливых, поскольку на кораблях Бугенвиля за все время странствований погибли всего несколько человек, поразительный для того времени факт!