Предпосылки распространения демократии

Важным фактором, обеспечившим распространение демократии по всему миру в 1970-х гг., стал мощный рост мировой экономики — не только в развитых западных странах, но и в Восточной и Центральной Европе и даже в третьем мире.

«Челноки». 1990-е гг.
«Челноки». 1990-е гг.

Связь демократического транзита с экономическим подъёмом неоднозначна. Авторитарные и тоталитарные режимы с их склонностью к директивной экономике подчас способны обеспечить если не постоянный экономический рост, то, во всяком случае, стабильность и определённый гарантированный уровень доходов населения. Противники демократии не раз противопоставляли эту ситуацию тому экономическому хаосу, который часто возникает на начальном уровне перехода к демократии.

Между тем недемократические режимы могут силовыми методами добиться стабильности, но неспособны создать условия для действительно быстрого и продолжительного подъёма экономики и развития рыночных отношений. Мало того, именно бедные страны намного чаще оказываются в плену недемократических, националистических, экстремистских идей — так, существует теория, связывающая рост терроризма с увеличением количества безработной молодёжи в стране.

В странах же со средним уровнем развития, как показывает статистика, чаще создаются условия для перехода к демократии. Здесь формируется средний класс, который, с одной стороны, хочет стабильности и не симпатизирует крайним идеологиям, а с другой — из-за своего достаточно прочного материального положения уже озабочен не только собственными эгоистическими интересами, но и защитой интересов всей страны.

Отцы Собора в Ватикане в день открытия Второго Ватиканского собора. 1961 г.
Отцы Собора в Ватикане в день открытия Второго Ватиканского собора. 1961 г.

Чем выше уровень доходов населения, тем больший процент людей получает доступ к образованию. Естественно, высшее образование ещё не залог демократического устройства — многие жестокие диктаторы получили университетские дипломы. Но вместе с развитием образования идёт процесс расширения слоя интеллигенции, которая чаще заинтересована в защите гражданских прав и свобод. Кроме того, образование в принципе повышает информированность людей, а это уже одна из важнейших основ их потенциального политического участия.

Развитие рыночной экономики всегда предполагает большую открытость страны, усиление внешнеэкономических связей, а значит, и более интенсивные контакты со свободным миром.

Карл Бенцингер (Папа Пий IX). 1870 г.
Карл Бенцингер (Папа Пий IX). 1870 г.

Многие историки считают, что генерал Франко, в конце своего правления позволивший гражданам Испании свободно выезжать за границу на заработки, а главное, сделавший страну центром международного туризма, тем самым невольно заложил фундамент для подготовки перехода к демократическому режиму. Тысячи туристов, устремившиеся на испанские пляжи, приносили с собой не только деньги, но и иные представления, иной образ жизни, иные идеи. Для многих испанцев это оказалось настоящим психологическим испытанием. Порой деревенские юноши, отправлявшиеся работать на курорты, попадали в психиатрические больницы — такой тяжёлой была для них встреча с представителями свободного и богатого мира. Однако когда после смерти Франко король Хуан Карлос начал подготовку к проведению демократических реформ, оказалось, что значительная часть испанцев уже морально готова к переменам.

Модернизация католической церкви

Есть ещё один момент, определивший распространение третьей волны демократизации в странах Латинской Америки и Восточной Европы. Это изменения, произошедшие после Второго Ватиканского собора и деятельности выдающегося Папы Римского Иоанна XXIII, решительно повернувшего Католическую церковь на более демократический путь развития.

Деятельность Иоанна XXIII в начале 1960-х гг. была по-настоящему революционной. До этого в течение нескольких столетий католицизм воспринимался как сторонник абсолютистских режимов и противник прогресса во всех сферах. Светское мышление философов-просветителей, и в частности их взгляд на возникновение государства в результате общественного договора, а не Божественного вмешательства, были абсолютно чужды Церкви в XVII—XIX вв.

Иоанн-Павел II
Иоанн-Павел II

В XIX в. Ватикан последовательно придерживался враждебной политики по отношению к любым переменам, демократическим институтам и идеям. Символическим стало поведение Папы Пия IX, отказавшегося признать объединение Италии и создание если не демократического, то, по крайней мере, проникнутого либеральными идеями итальянского государства. Пий IX закрылся в Ватиканском дворце и отказался покидать его, за что подушил прозвище Ватиканский пленник. В XX в. Папа Пий XI скомпрометировал себя тесными контактами с нацистским и фашистским режимами. И хотя мир знает много католических священников и монахинь, мужественно противостоявших нацизму, участвовавших в Сопротивлении, спасавших евреев от уничтожения, однако Католическая церковь как институт не выступила против нацистов.

На Втором Ватиканском соборе Папа Иоанн XXIII выдвинул идею о том, что церковь должна быть открыта миру. С этого началось принципиальное обновление деятельности католического духовенства. В частности, латиноамериканские епископы разработали так называемую зоологию освобождения, в которой выдвигались совершенно непривычные для католицизма идеи спасения души человека благодаря не только его вере, но и совершённым им делам. Эта доктрина предполагает освобождение души от грехов, но и освобождение человека от всех видов зависимости. Сторонники теологии освобождения оказывались, таким образом, естественными приверженцами демократии. К ним относится, например, духовник испанского короля Хуана Карлоса. Очевидно, он поддерживал своего духовного сына во время проводимых им реформ.

Трудно переоценить роль другого Папы Римского, Иоанна Павла II, в процессе демократизации Польши в конце 1970-х гг. Сам факт избрания поляка Кароля Войтылы главой Католической церкви произвёл огромное воздействие на польское общественное мнение. Антикоммунистические идеи нового Папы, его поддержка независимых польских профсоюзов и движения «Солидарность» резко пошатнули позиции коммунистического режима в стране.

«Новое мышление», конец «Холодной войны»

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв провозгласил политику «нового мышления», что привело к кардинальным переменам в международных отношениях. Стран, охваченных демократическим транзитом, теперь стало гораздо больше.

Джозеф Маккарти
Джозеф Маккарти
Берлинская стена. 1989 г.
Берлинская стена. 1989 г.

До этого развитию демократии мешало противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Внешняя угроза всегда даёт возможность правителям ужесточить внутренний режим. Так, начало «холодной войны» во второй половине 1940-х гг. совпало не только с одним из пиков сталинских репрессий, но и с периодом маккартизма (название происходит от фамилии сенатора Дж. Маккарти) в демократической Америке, когда развернулась печально знаменитая «охота на ведьм» — преследование людей левых убеждений. Точно также строительство Берлинской стены и Карибский кризис в начале 1960-х гг. не только стали знаковыми этапами ухудшения международных отношений, но и повлияли на окончание хрущёвской «оттепели» и свёртывание либеральных реформ в СССР.

«Новое мышление» Горбачёва предполагало отказ от противопоставления двух систем, провозглашало приоритет общечеловеческой морали над принципами пролетарского интернационализма, исходя из которых Советский Союз должен был поддерживать любые движения, направленные против правительств капиталистических стран. Эти революционные изменения открыли путь к проведению нескольких встреч Горбачёва с американским президентом Рейганом, а затем и с другими западными политическими деятелями, уничтожению «железного занавеса», разрешению свободного выезда из Советского Союза. После того как СССР перестал противиться объединению двух Германий, рухнула Берлинская стена, что стало своеобразным символом объединения всей Европы. Это событие послужило толчком для многочисленных «бархатных революций» в странах Восточной Европы, когда практически везде (за исключением Румынии) ненасильственным путём были демонтированы коммунистические режимы и началось формирование демократических институтов.

М. С. Горбачев и Р. Рейган с переводчиками на переговорах по разоружению в Женеве. 1985 .
М. С. Горбачев и Р. Рейган с переводчиками на переговорах по разоружению в Женеве. 1985 .

Информационная революция

Ещё одним существенным моментом, лежавшим в основе третьей волны демократизации, стало распространение новых средств массовой информации. Как уже отмечалось, информация всегда способствует большему политическому участию населения. Не случайно в советское время прикладывались такие усилия, чтобы «заглушить» передачи западных радиостанций ВВС, радио «Свобода», «Голос Америки» и др.

К 1980-м гг. работало уже много мощных радио- и телекомпаний, вещавших на большую часть земного шара, и люди находили способы принимать их трансляции даже в странах, где это было формально запрещено. В Советском Союзе в радиоприёмники подпольно вставлялись специальные блоки, позволяющие ловить передачи на коротких волнах. В Иране после исламской революции тайно устанавливались спутниковые антенны, дававшие возможность принимать CNN и другие телепрограммы.

Радиоприемник VEF-202
Радиоприемник VEF-202. На подобных аппаратах тайком слушали программы западных радиостанций

Величайшим прорывом в информационной сфере стало создание сети Интернет, открывшей миллионам пользователей доступ к многообразной информации, поступающей со всего мира и не контролируемой цензурой. Попытки недемократических правительств ограничить доступ к Интернету (в Сербии при С. Милошевиче, в Северной Корее, Китае) на какое-то время могут оказаться успешными, но информационный взрыв, произошедший с появлением Всемирной паутины, уже нельзя остановить.

Распространение Интернета во много раз увеличило доступность информации, а значит, и возможности политического участия граждан. Возникли совершенно новые формы политического участия — сайты политиков и партий, форумы, подписание писем протеста или защиты в Интернете и т.д. Сформировалось особое понятие «электронное правительство».

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой