Более 8000 лет назад силы природы разделили два участка суши, на которых впоследствии образовались государства Дания и Швеция. Однако в наше время их берега соединились благодаря высочайшему мастерству современных инженеров.
Эресуннский мост является частью более грандиозного проекта под названием «Эресуннский регион», по которому должно произойти соединение столицы Дании, Копенгагена, с близлежащим шведским городом Мальмё. Центральный пролет с его авто- и железнодорожной трассой и туннелем назван Верхним мостом — это самый длинный вантовый мост в мире. Он был построен в августе 1999 г. Тогда же наследный принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория встретились на середине моста, чтобы отметить завершение строительства. Официальное же открытие состоялось 1 июля 2000 г. в присутствии королевы Дании Маргрете II и короля Швеции Карла XVI Густава.
Планы архитектора Ротне были реализованы за четыре года. Мост пересекает 18-километровый Эресуннский пролив в несколько этапов. С датской стороны искусственно насыпанный остров Пеберхольм («Перечный островок») является началом туннеля длиной 3700 м, ведущего через проход Дрогден к Копенгагену. С восточного берега от острова Пеберхольм начинается Верхний мост с автотрассой в 4 ряда и железной дорогой. Он достаточно высок, чтобы под ним свободно могли пройти любые суда.
Эресуннский Верхний мост в свою очередь является частью составного пролета длиной 7,8 км. С датской стороны к берегу ведет спуск длиной 3014 м, состоящий из 22 опорных сегментов. Со шведской стороны спуск занимает 3739 м, и для него потребовалось 28 таких сегментов. С обеих сторон первый, самый близкий к берегу сегмент имеет высоту 8 м, и постепенно они вырастают до 65 м — высоты самого моста.
Верхний мост и является «собственно» Эресуннским мостом, пересекающим основное русло пролива. Он имеет длину 1624 м с центральным вантовым проемом длиной 490 м. Его каркасом служат два мощных троса, каждый толщиной 85 см, натянутые между двумя гигантскими опорами, отлитыми из особо прочного бетона. Опоры 203,5 м высотой считаются самыми высокими сооружениями в Швеции. В поперечнике они имеют размеры 9,4x12,6 м у основания и 2,6x5,8 м у верхушки. Ширина автотрассы и железнодорожного полотна — 23,5 м. По верхнему уровню могут двигаться одновременно четыре автомобиля, по нижнему — два железнодорожных состава.
В Средние века мосты ассоциировались с опасностями и испытаниями, через которые мы должны пройти на пути к спасению и вечной жизни. Поэтому возле мостов, как правило, имелись церкви или хотя бы часовни, где молились о благополучии путников. Тогда за эти труды платили, жертвуя монахам, но теперь этот груз лежит на самих путешественниках.
Эресуннский мост работает круглый год без перерывов и выходных.
Чтобы проехать по мосту из России нужно совершить путешествие до датского Копенгагена или до шведского Мальмё.
Проезд в одну сторону по Эресуннскому мосту стоит 48 евро (плата за проезд, установленная в 2014 г.) с легкового автомобиля. Высокая цена стала причиной, по которой движение по мосту первоначально было вовсе не столь оживленное, как ожидал Эресуннский консорциум. Им пришлось пересмотреть расчеты, по которым они собирались погасить кредит. Теперь называют дату 2035 г. — то есть больше 30 лет со дня завершения стройки. Однако в 2005 и 2006 гг. был виден быстрый рост интенсивности движения. В 2007 г. почти 25 млн человек пересекли мост: 15,2 млн на автомобилях и автобусах и 9,6 млн на поездах.
Конструкция моста разрабатывалась в Эресуннском консорциуме специально сформированной группой для обеспечения комплексного транспортного проекта. Состоявший пополам из шведов и датчан, консорциум выступал как собственник и подрядчик. Работы велись на полученный долгосрочный кредит в 12 млрд долларов, которые рассчитывалось вернуть за счет доходов от эксплуатации моста примерно за 27 лет.