Два десятка памятников страны включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее самое интересное в Германии — Кельнский собор Святых Петра и Марии, дворцы и парки Потсдама и Берлина.
Его возведение началось в XIII в. Жителям Кельна хотелось иметь собор, затмевающий по великолепию прославленные французские храмы. Эти амбиции соответствовали той роли, которую Кельн тогда начинал играть в западноевропейском христианстве. Причиной возвышения города стал дар, полученный в 1164 г. канцлером и военачальником Райнальдом фон Дасселем от императора Фридриха Барбароссы за помощь в покорении Милана, — мощи трех святых волхвов (или трех царей), прежде хранившиеся в Миланском соборе.
Площадь, на которой возведен Кельнский собор, была местом паломничества христиан с эпохи римского владычества. Именно здесь первые христиане поставили одну из своих первых церквей и нарекли ее «старейшим собором» еще в IV в. В начале IX в. началось строительство первого собора династии Каролингов. Этот храм был закончен в 873 г. и простоял вплоть до XIII в.
Именно рака со святыми мощами привлекла в Кельн толпы паломников со всей Европы. Старый храм не в состоянии был выдержать такой наплыв верующих. В 1225 г. было окончательно принято решение о возведении нового собора, и в 1248 г. заложили его первый камень. Однако в 1288 г. строительство сильно замедлилось. Хоры закончили в 1322 г., а в южной башне к 1410 г. построили только 2 этажа. В 1530 г. проблемы с деньгами и равнодушие власть предержащих вообще застопорили строительство. И следующие 300 лет собор оставался в недостроенном виде. Но худшее было еще впереди. В 1794 г. сюда ворвались силы французских революционеров, и епископ бежал вместе с казной. Солдаты, захватившие Кельн, не питали особого почтения к символам веры. В доказательство этому они превратили собор в конюшню и склад. Только в 1801 г. его освятили заново.
При своих колоссальных размерах (длина здания — 144 м, площадь, по разным расчетам, составляет от 6000 до 8500 кв. м) пятинефовый собор кажется воздушным, взмывающим в небо. Характерный для готики эффект достигается благодаря обилию вертикалей, среди которых доминируют силуэты двух огромных башен, устремивших свои остроконечные шпили на высоту 157 м. Такие шпили, сделанные из кованого железа, — типично немецкая архитектура. Ажурные башни особенно красивы ночью, при зеленоватой подсветке.
Добраться в Кельн можно на самолете, поезде или автобусе. Международный аэропорт Кельн/Бонн расположен в 15 км от города. Из Москвы организуются прямые и стыковочные рейсы, из Санкт-Петербурга — только перелеты с пересадками. Сам собор можно увидеть, выйдя из здания ж/д вокзала.
Лучшим временем для посещения Кельна станут июль и август. Зимой и осенью здесь идут дожди.
Для мощей трех волхвов в течение десяти лет изготовлялась рака — саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней. 15 августа 1248 г. архиепископ Конрад фон Хохштадтен заложил первый камень в основание собора, который должен был стать достойным хранилищем христианской святыни и, по словам летописи, «земным отображением Небесного Иерусалима».
Голубая эмалированная табличка, приколоченная у главного входа в храм, напоминает об этих варварских годах. На ней значится: «Домклостер, 4», почтовый адрес этого здания. Ни одна церковь в мире не может похвастаться чем-то подобным. До тех пор пока Франция не оккупировала Кельн, здесь вообще не было нужды в табличках на домах, однако завоевателям было слишком хлопотно разбираться в незнакомых улицах. Был издан приказ присвоить название каждой улице и номер каждому дому. Этой участи не избежал и кафедральный собор. Вот его официальный адрес: «2583ё, Домклостер, 4, Кельн», «ё» говорит о том, что это общественное здание, то есть свободное от налогов. По крайней мере, в некоторой степени это можно считать знаком уважения со стороны оккупационных властей, не так ли?