Индия — страна тысячи храмов. Храмы и святилища здесь строили во все времена, и боги здесь почитались намного больше, чем цари. Есть здесь и места, посетив которые можно увидеть самые прекрасные культовые здания этой страны. Одно из таких мест находится на юге страны и называется Махабалипурам. Почти 1500 лет назад здесь возвели храмы, и сегодня впечатляющие своей красотой и сложностью постройки.
Именно тут сосредоточены те самые большие красочные индуистские храмовые комплексы и сооружения, которые обычно рисуются в сознании при мысли об Индии. Сегодня Махабалипурам — один из самых известных и почитаемых памятников религии индуизма Южной Индии. Когда-то здесь находилась столица крупной империи Паллавов. Ныне это небольшая деревушка, расположенная на узком перешейке между океаном и хаотическим нагромождением высоких и крутых скал. Именно в этих горах, вероятно, и заключена притягательность, которая издревле будоражила воображение и привлекала внимание людей. Так, постепенно, среди скал и гигантских камней, громоздящихся вдоль прибрежной полосы Бенгальского залива, начал создаваться грандиозный храмовый комплекс Махабалипурам. Давайте и мы прикоснемся к дыханию камней, возрождающих в высеченных образах гений древних мастеров.
Между Дели и Москвой регулярно летают самолеты Aeroflot (от $450). В Индии хорошо разветвленная сеть междугороднего транспорта, который к тому же еще и недорог. Далее следуйте в Ченнай (от $170 в обе стороны), откуда до города Махабалипурам — рукой подать (автобус, около $1).
Махабалипурам располагается в самом южном штате Индии — Тамил Наду, на берегу Бенгальского залива, всего лишь в 60 км от города Ченнай (бывшего Мадраса). Это одно из красивейших мест не только в Индии, но и на Земле. Океан сочетается с песчаными пляжами, холмы переходят в скалистые утесы. Кроме того, у этого места многовековая история.
Как сказано ранее, сегодняшняя небольшая деревушка 1500 лет назад была столицей величественного царства Паллавов — центра культурной жизни всего Индостанского полуострова. Иногда город называют Мамаллапурам, то есть «город Маммалы», в честь одного из его основателей, временами — Махабалипурам, «городом великих воинов», и тому есть объяснение. В VII в. это был крупный военный и торговый порт империи Паллавов. Тогда-то, при правителе Нарасимхе I (640–674), государство и достигло зенита своего величия. Могущество это выразилось в уникальных постройках, которые остались нам из того далекого времени и которые мы сегодня можем лицезреть.
Специалисты полагают, что история каменной архитектуры Южной Индии берет начало именно в Махабалипураме, точнее сказать, в прибрежных скалах этого места, из которых и высечены древнейшие среди сохранившихся во всей Индии храмы, святилища и барельефы. Археологические раскопки, усиленно проводимые в этой зоне и поныне, свидетельствуют о том, что Махабалипурам был влиятельным пор том еще на рубеже эр. Он приобрел такую важность и размеры, что к VII–VIII вв. правители Паллавы развернули здесь широкомасштабное и доселе невиданное строительство храмов. В качестве главного материала решили использовать массивные скалы и камни, которые и сегодня в причудливом порядке разбросаны недалеко от прибрежной полосы. Религия, как обычно, служила мощным стимулом для развития искусства. Так, было задумано превратить камни этого места в единый храмовый комплекс, который прославлял бы всех богов, почитаемых в Индии.
Расположенные прямо на морском берегу, посреди песчаных дюн и скал, храмы Махабалипурама являют собой необычайный, словно по мановению волшебной палочки возникший сказочный город. Он включает в себя главный, или центральный, Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов ратх (то есть храмов-колесниц), комплекс из 14 пещерных храмов и колоссальный, самый крупный на свете наскальный барельеф «Нисхождение Ганга» — исключительное явление во всем мировом искусстве. Но, пожалуй, каждый памятник Махабалипурама по-своему уникален и каждый достоин отдельного описания, так как заключает в себе историю, дошедшую до нас сквозь века.
Махабалипурам во времена царствования Паллавов был не только крупным военным и торговым, но и культурным центром региона. Судя по обилию храмовых построек и целых скульптурных комплексов, здесь существовала своя школа мастеров. Именно эта школа и ее традиции впоследствии стали основой храмовой архитектуры всей Индии, да и, пожалуй, всей Юго-Восточной Азии.
Самое удивительное то, что эти устои обучения зодчеству и ваянию сохранились и поныне. На главной дороге Махабалипурама, параллельной барельефу «Нисхождение Ганга», которая названа Улицей скульпторов, сегодня находится Школа традиционной архитектуры Махабалипурама, где, так же как и тысячелетие назад, преподают великие учителя и наставники. Здесь можно видеть молодых студентов за работой, режущих и обрабатывающих циклопические каменные блоки для постройки новых храмов и скульптур с применением проверенных временем техник. И вправду, Индия — это страна, где традиции не умирают, а продолжаются, приобретая новый и осмысленный оттенок. Махабалипурам — яркое тому доказательство.
Визитная карточка древней столицы Паллавов — Прибрежный храм, который является символом Махабалипурама. Он посвящен Шиве, хотя в нем находятся святилища и других богов. Этот древний храм, возможно, построили в период царствования правителя Паллавов Раджасимхи. Имя царя переводится как «король-лев», и, видимо, поэтому он (что, впрочем, характерно и для всей архитектуры Паллавов) так сильно любил изображения геральдических львов с оскаленными мордами у основания колонн. Храм представляет собой высокую башню, или шикхару, пирамидальной формы, сооруженную на квадратной основе с идущей вокруг галереей. Каждый камень клался в уступ, образуя, таким образом, пирамиду и прикрытие от солнца и дождей. Вокруг храма и на лестницах расположены грубо отесанные из камня фигуры священного быка Нанди, хранящего покой бога Шивы. К центральной башне примыкают так называемый вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в просторный зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Сама постройка видна далеко с моря, так что она еще в VII в. была оснащена навигационными огнями, служившими рыбакам и морякам для нахождения дороги в ночном море.
Прибрежный храм не слишком высок, но его строгие и несколько грубые формы внушают благоговение. Много скульптур этого великолепного храма, в том числе и из числа его внутреннего убранства, погибло, а причиной тому — влажный морской климат. Из-за близости к воде здание пострадало очень сильно и в 2004 г. Вернее, тогда в результате цунами его полностью смыло в море. Впрочем, постройку очень быстро собрали заново и даже пополнили новыми ценностями. Так, после наводнения обнаружили ранее неизвестные, скрытые под песком и водой древние барельефы и скульптуры. В этом месте существовала легенда о том, что как-то боги разгневались и спрятали под толщею воды древний город. Теперь миф стал явью.
Но Махабалипурам известен не только величественным Прибрежным храмом и легендой о подводном городе. Другая знаменитая и уникальная в своем роде достопримечательность — это комплекс из пяти небольших храмов «Панча Ратха» (название переводится как «Пять колесниц»). Он построен раньше вышеописанного храма и являет собой пример более древних архитектурных традиций.
Ратхи (то есть храмы-колесницы), в отличие от Прибрежного храма, целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Маленькие храмы названы по именам эпических героев и богов «Махабхараты»: Арджуна-ратха (то есть колесница Арджуны, одного из героев поэмы), Бхимаратха, Драупади-ратха, Сахадева-ратха и, последняя, Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Внутреннее помещение в них чаще всего отсутствует. Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в VII–IX вв. Таким образом, ратхи Махабалипурама — как бы своеобразная энциклопедия индийской архитектуры I тыс.
Храмы-колесницы, или ратхи Махабалипурама, имеют самостоятельное значение и являются подлинными сокровищницами архитектуры и декоративного искусства Древней Индии. Порой их сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К «Панча Ратхе» также примыкает несколько привлекательных образцов скульптуры (вокруг Арджуна-ратхи) и три огромные каменные статуи слона Ганеши, бога-льва Дурги и быка-хранителя Нанди.
Вообще, монолитные храмы, состоящие из гигантских блоков, — это особенность данного места. Отдельного внимания заслуживают и так называемые мандапы. Они считаются типичными для Индии архитектурными сооружениями подобного типа и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком в форме веранды, тщательно обработанным и обильно украшенным резьбой и скульптурой. Почти во всех случаях колонны украшают скульптуры в виде сидящих львов. В Махабалипураме насчитывается 14 таких мандапов.
Несколько мандапов находится под холмом, где установлен маяк времен Паллавов. Среди них храм Варахи — божественного воплощения, то есть аватары Вишну в образе дикого вепря. Здесь также находятся мандапы, посвященные богам Кришне, Тримурти и Раманудже.
Спускаясь с этого холма, можно увидеть самый большой в мире барельеф в честь великой реки Индии — Ганга. «Нисхождение Ганга» (его еще называют «Покаяние Арджуны») — одно из уникальных творений индийского искусства. Размеры этого грандиозного наскального барельефа высотой в 9 и шириной в 27 м поражают каждого. Центром барельефа является расщелина, из которой во время фестивалей и торжественных религиозных церемоний низвергается вода, символизирующая священные воды Ганга.
К этой расщелине, то есть к символическому изображению Ганга, и устремлены, по задумке авторов, все фигуры богов, людей и животных. Из-за жаркого климата вода в этой тропической местности служила объектом общего поклонения. Единый порыв объединяет представителей «верхних» и «нижних» миров индуистского мира. Все устремляются к воде (расщелине): и небесные существа-дэвы, и духи воды — громадные, извивающиеся змеи-наги, и земные жрецы-брахманы, мудрецы и менее одухотворенные знатные вельможи в нарядных одеждах, и простые миряне, держащие в руках и несущие за плечами сосуды для воды, даже животные и птицы. Всю композицию как бы освящает своим присутствием бог Шива, фигура которого изображена слева от расщелины.
Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл колоссальную роль в развитии искусства Индии и соседних стран. Его мотивы и образы отчетливо прослеживаются во многих других индийских храмовых зданиях и скульптурах, можно найти параллели и в храмах Боробудура, а также Центральной Явы и Шри-Ланки.
Это, в общем, самые главные достопримечательности Махабалипурама. Конечно же, здесь неисчислимое количество древних памятников, и таковыми могут быть расценены даже неотесанные валуны, лежащие повсеместно. Просто удивительно, насколько человеческая воля смогла некогда дикое место сделать величественным музеем-святилищем под открытым небом.
Вот и закончилось наше путешествие по Махабалипураму — древней столице царства Паллавов, а сегодня — уникальному храмовому комплексу Южной Индии. Лучшие образцы скульптур и храмовых построек здесь собраны для восхваления индуистских богов, которых, как и тысячу лет назад, все также продолжают восхвалять жители этих мест. Безусловно, Махабалипурам — непревзойденный шедевр средневекового искусства, который занимает достойное место в копилке человеческих достижений.