Древний город Махабалипурам

Индия — страна тысячи храмов. Храмы и святилища здесь строили во все времена, и боги здесь почитались намного больше, чем цари. Есть здесь и места, посетив которые можно увидеть самые прекрасные культовые здания этой страны. Одно из таких мест находится на юге страны и называется Махабалипурам. Почти 1500 лет назад здесь возвели храмы, и сегодня впечатляющие своей красотой и сложностью постройки.

Bид на Прибрежный храм Махабалипурама
Bид на Прибрежный храм Махабалипурама — одну из главных достопримечательностей этого места

Именно тут сосредоточены те самые большие красочные индуистские храмовые комплексы и сооружения, которые обычно рисуются в сознании при мысли об Индии. Сегодня Махабалипурам — один из самых известных и почитаемых памятников религии индуизма Южной Индии. Когда-то здесь находилась столица крупной империи Паллавов. Ныне это небольшая деревушка, расположенная на узком перешейке между океаном и хаотическим нагромождением высоких и крутых скал. Именно в этих горах, вероятно, и заключена притягательность, которая издревле будоражила воображение и привлекала внимание людей. Так, постепенно, среди скал и гигантских камней, громоздящихся вдоль прибрежной полосы Бенгальского залива, начал создаваться грандиозный храмовый комплекс Махабалипурам. Давайте и мы прикоснемся к дыханию камней, возрождающих в высеченных образах гений древних мастеров.

Как добраться

Между Дели и Москвой регулярно летают самолеты Aeroflot (от $450). В Индии хорошо разветвленная сеть междугороднего транспорта, который к тому же еще и недорог. Далее следуйте в Ченнай (от $170 в обе стороны), откуда до города Махабалипурам — рукой подать (автобус, около $1).

Столица царства Паллавов

Махабалипурам располагается в самом южном штате Индии — Тамил Наду, на берегу Бенгальского залива, всего лишь в 60 км от города Ченнай (бывшего Мадраса). Это одно из красивейших мест не только в Индии, но и на Земле. Океан сочетается с песчаными пляжами, холмы переходят в скалистые утесы. Кроме того, у этого места многовековая история.

Как сказано ранее, сегодняшняя небольшая деревушка 1500 лет назад была столицей величественного царства Паллавов — центра культурной жизни всего Индостанского полуострова. Иногда город называют Мамаллапурам, то есть «город Маммалы», в честь одного из его основателей, временами — Махабалипурам, «городом великих воинов», и тому есть объяснение. В VII в. это был крупный военный и торговый порт империи Паллавов. Тогда-то, при правителе Нарасимхе I (640–674), государство и достигло зенита своего величия. Могущество это выразилось в уникальных постройках, которые остались нам из того далекого времени и которые мы сегодня можем лицезреть.

Монолитные храмы Махабапипурама
Монолитные храмы Махабапипурама порой сравнивают с резными шкатулками, и, глядя на этот, понимаешь почему
«Масляный шар Кришны»
«Масляный шар Кришны», поставленный на склоне древними строителями, — одна из достопримечательностей места, хотя и не представляет никакой изобразительной ценности

Специалисты полагают, что история каменной архитектуры Южной Индии берет начало именно в Махабалипураме, точнее сказать, в прибрежных скалах этого места, из которых и высечены древнейшие среди сохранившихся во всей Индии храмы, святилища и барельефы. Археологические раскопки, усиленно проводимые в этой зоне и поныне, свидетельствуют о том, что Махабалипурам был влиятельным пор том еще на рубеже эр. Он приобрел такую важность и размеры, что к VII–VIII вв. правители Паллавы развернули здесь широкомасштабное и доселе невиданное строительство храмов. В качестве главного материала решили использовать массивные скалы и камни, которые и сегодня в причудливом порядке разбросаны недалеко от прибрежной полосы. Религия, как обычно, служила мощным стимулом для развития искусства. Так, было задумано превратить камни этого места в единый храмовый комплекс, который прославлял бы всех богов, почитаемых в Индии.

Расположенные прямо на морском берегу, посреди песчаных дюн и скал, храмы Махабалипурама являют собой необычайный, словно по мановению волшебной палочки возникший сказочный город. Он включает в себя главный, или центральный, Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов ратх (то есть храмов-колесниц), комплекс из 14 пещерных храмов и колоссальный, самый крупный на свете наскальный барельеф «Нисхождение Ганга» — исключительное явление во всем мировом искусстве. Но, пожалуй, каждый памятник Махабалипурама по-своему уникален и каждый достоин отдельного описания, так как заключает в себе историю, дошедшую до нас сквозь века.

Город древних и современных мастеров

Махабалипурам во времена царствования Паллавов был не только крупным военным и торговым, но и культурным центром региона. Судя по обилию храмовых построек и целых скульптурных комплексов, здесь существовала своя школа мастеров. Именно эта школа и ее традиции впоследствии стали основой храмовой архитектуры всей Индии, да и, пожалуй, всей Юго-Восточной Азии.

Самое удивительное то, что эти устои обучения зодчеству и ваянию сохранились и поныне. На главной дороге Махабалипурама, параллельной барельефу «Нисхождение Ганга», которая названа Улицей скульпторов, сегодня находится Школа традиционной архитектуры Махабалипурама, где, так же как и тысячелетие назад, преподают великие учителя и наставники. Здесь можно видеть молодых студентов за работой, режущих и обрабатывающих циклопические каменные блоки для постройки новых храмов и скульптур с применением проверенных временем техник. И вправду, Индия — это страна, где традиции не умирают, а продолжаются, приобретая новый и осмысленный оттенок. Махабалипурам — яркое тому доказательство.

Великолепие достопримечательностей Махабалипурама

Визитная карточка древней столицы Паллавов — Прибрежный храм, который является символом Махабалипурама. Он посвящен Шиве, хотя в нем находятся святилища и других богов. Этот древний храм, возможно, построили в период царствования правителя Паллавов Раджасимхи. Имя царя переводится как «король-лев», и, видимо, поэтому он (что, впрочем, характерно и для всей архитектуры Паллавов) так сильно любил изображения геральдических львов с оскаленными мордами у основания колонн. Храм представляет собой высокую башню, или шикхару, пирамидальной формы, сооруженную на квадратной основе с идущей вокруг галереей. Каждый камень клался в уступ, образуя, таким образом, пирамиду и прикрытие от солнца и дождей. Вокруг храма и на лестницах расположены грубо отесанные из камня фигуры священного быка Нанди, хранящего покой бога Шивы. К центральной башне примыкают так называемый вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в просторный зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Сама постройка видна далеко с моря, так что она еще в VII в. была оснащена навигационными огнями, служившими рыбакам и морякам для нахождения дороги в ночном море.

Прибрежный храм не слишком высок, но его строгие и несколько грубые формы внушают благоговение. Много скульптур этого великолепного храма, в том числе и из числа его внутреннего убранства, погибло, а причиной тому — влажный морской климат. Из-за близости к воде здание пострадало очень сильно и в 2004 г. Вернее, тогда в результате цунами его полностью смыло в море. Впрочем, постройку очень быстро собрали заново и даже пополнили новыми ценностями. Так, после наводнения обнаружили ранее неизвестные, скрытые под песком и водой древние барельефы и скульптуры. В этом месте существовала легенда о том, что как-то боги разгневались и спрятали под толщею воды древний город. Теперь миф стал явью.

Фигуры священного быка Нанди возле Прибрежного храма
Фигуры священного быка Нанди возле Прибрежного храма

Но Махабалипурам известен не только величественным Прибрежным храмом и легендой о подводном городе. Другая знаменитая и уникальная в своем роде достопримечательность — это комплекс из пяти небольших храмов «Панча Ратха» (название переводится как «Пять колесниц»). Он построен раньше вышеописанного храма и являет собой пример более древних архитектурных традиций.

Ратхи (то есть храмы-колесницы), в отличие от Прибрежного храма, целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Маленькие храмы названы по именам эпических героев и богов «Махабхараты»: Арджуна-ратха (то есть колесница Арджуны, одного из героев поэмы), Бхимаратха, Драупади-ратха, Сахадева-ратха и, последняя, Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Внутреннее помещение в них чаще всего отсутствует. Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в VII–IX вв. Таким образом, ратхи Махабалипурама — как бы своеобразная энциклопедия индийской архитектуры I тыс.

Панча Ратха — комплекс из пяти храмов-пирамид
Панча Ратха — комплекс из пяти храмов-пирамид, высеченных из одного камня
Арджуна-ратха — одна из храмовых построек «Панча Ратхи»
Арджуна-ратха — одна из храмовых построек «Панча Ратхи»

Храмы-колесницы, или ратхи Махабалипурама, имеют самостоятельное значение и являются подлинными сокровищницами архитектуры и декоративного искусства Древней Индии. Порой их сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К «Панча Ратхе» также примыкает несколько привлекательных образцов скульптуры (вокруг Арджуна-ратхи) и три огромные каменные статуи слона Ганеши, бога-льва Дурги и быка-хранителя Нанди.

Вообще, монолитные храмы, состоящие из гигантских блоков, — это особенность данного места. Отдельного внимания заслуживают и так называемые мандапы. Они считаются типичными для Индии архитектурными сооружениями подобного типа и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком в форме веранды, тщательно обработанным и обильно украшенным резьбой и скульптурой. Почти во всех случаях колонны украшают скульптуры в виде сидящих львов. В Махабалипураме насчитывается 14 таких мандапов.

Скульптурный элемент храма Махабалипурама
Каждый скульптурный элемент храмов Махабалипурама — произведение искусства
Мандап — храм, высеченный прямо в скале
Мандап — храм, высеченный прямо в скале

Несколько мандапов находится под холмом, где установлен маяк времен Паллавов. Среди них храм Варахи — божественного воплощения, то есть аватары Вишну в образе дикого вепря. Здесь также находятся мандапы, посвященные богам Кришне, Тримурти и Раманудже.

Спускаясь с этого холма, можно увидеть самый большой в мире барельеф в честь великой реки Индии — Ганга. «Нисхождение Ганга» (его еще называют «Покаяние Арджуны») — одно из уникальных творений индийского искусства. Размеры этого грандиозного наскального барельефа высотой в 9 и шириной в 27 м поражают каждого. Центром барельефа является расщелина, из которой во время фестивалей и торжественных религиозных церемоний низвергается вода, символизирующая священные воды Ганга.

Расщелина, изображающая священную реку Ганг со спускающимися по ней змеями-нагами
Расщелина, изображающая священную реку Ганг со спускающимися по ней змеями-нагами
Геральдический оскаленный лев, поставленный в честь правителя
Геральдический оскаленный лев, поставленный в честь правителя

К этой расщелине, то есть к символическому изображению Ганга, и устремлены, по задумке авторов, все фигуры богов, людей и животных. Из-за жаркого климата вода в этой тропической местности служила объектом общего поклонения. Единый порыв объединяет представителей «верхних» и «нижних» миров индуистского мира. Все устремляются к воде (расщелине): и небесные существа-дэвы, и духи воды — громадные, извивающиеся змеи-наги, и земные жрецы-брахманы, мудрецы и менее одухотворенные знатные вельможи в нарядных одеждах, и простые миряне, держащие в руках и несущие за плечами сосуды для воды, даже животные и птицы. Всю композицию как бы освящает своим присутствием бог Шива, фигура которого изображена слева от расщелины.

Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл колоссальную роль в развитии искусства Индии и соседних стран. Его мотивы и образы отчетливо прослеживаются во многих других индийских храмовых зданиях и скульптурах, можно найти параллели и в храмах Боробудура, а также Центральной Явы и Шри-Ланки.

Наскальный рельеф, отражающий миф о происхождении реки Ганг и ее нисхождении на землю, VII в.
Наскальный рельеф, отражающий миф о происхождении реки Ганг и ее нисхождении на землю, VII в.
Маятник Махабалипурама
Маятник Махабалипурама такой же древний, как и окружающие его исторические памятники

Это, в общем, самые главные достопримечательности Махабалипурама. Конечно же, здесь неисчислимое количество древних памятников, и таковыми могут быть расценены даже неотесанные валуны, лежащие повсеместно. Просто удивительно, насколько человеческая воля смогла некогда дикое место сделать величественным музеем-святилищем под открытым небом.

Заключение

Вот и закончилось наше путешествие по Махабалипураму — древней столице царства Паллавов, а сегодня — уникальному храмовому комплексу Южной Индии. Лучшие образцы скульптур и храмовых построек здесь собраны для восхваления индуистских богов, которых, как и тысячу лет назад, все также продолжают восхвалять жители этих мест. Безусловно, Махабалипурам — непревзойденный шедевр средневекового искусства, который занимает достойное место в копилке человеческих достижений.




Поделиться ссылкой