Каса-Батльо Антонио Гауди

Антонио Гауди-и-Корнет (1852—1926), или Гауди, как нам привычнее называть этого выдающегося архитектора, стал автором уникального, легко опознаваемого декоративного стиля. Башенки, аркады и своды, имеющие гибкие пластичные природные формы, смелое комбинирование ярких цветов в архитектуре — гениальные изобретения великого зодчего.

Каса-Батльо. Фасад
Каса-Батльо. Фасад

Гений места

Каса-Батльо, также известный как «Дом костей», — по большому счету обычный жилой дом по адресу: Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gracia), 43 в Барселоне. Антонио Гауди в 1904—1906 гг. даже не строил, а лишь перестраивал обветшавшее сооружение, которое до того пришлось ему по душе, что архитектор не дал его снести. Это, бесспорно, усложнило задачу зодчего — строить с чистого листа куда легче. Но, вероятно, Гауди смог ощутить то, что еще древние греки именовали «гением места». А если уж двум гениям удалось договориться, результат превзойдет любые ожидания. Так и произошло с Каса-Батльо, одним из самых искренних, самых трепетных сооружений Гауди. Он изменил планировку и придумал отделку двух нижних этажей, сделал подвал, мансардный этаж и поднял над ним ступенчатую террасу. Здесь впервые Гауди опробовал создание большого светового двора, объединившего внутреннее пространство и наполнившее его воздухом и светом.

Предметы обстановки, созданной Гауди для интерьеров Каса-Батльо, можно увидеть и сегодня, они хранятся в доме-музее Гауди в парке Гуэль.

Волнистые фасады

Сохранив исходную структуру дома, размещавшегося на единой линии с соседними домами и примыкавшего к ним стенами, Гауди создал два новых фасада: выходящий на проспект и внутрь квартала. Отделка парадного фасада напоминает сверкающую чешую, а выступы усеяны колоннами-костями балконов. В оформлении Каса-Батльо отсутствуют прямые линии — ведь их нет в природе. Декоративные детали фасада, высеченные из тесаного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик, кажутся дышащими.

Каса-Батльо. Балкон
Каса-Батльо. Балкон

В оригинальном стиле

Оформление светового двора построено на градациях светотени. Цвет отделочной керамической облицовки здесь сменяется от белого до голубого и далее густо-синего, венчаясь бирюзовым ожерельем отделки дымоходов и вентиляционных труб. Выходящие в патио окна постепенно уменьшаются с высотой — прием, популярный в эпоху Возрождения: так сооружение кажется выше и легче. Каса-Батльо в ответ на внимание Гауди «подарил» ему тот самый оригинальный пластический стиль, который современные любители искусства «узнают с трех нот» — с трех деталей отделки, с трех линий фасада, с трех элементов ограды (могли бы и с одной, но так трудно остановиться и ограничить созерцание).

Каса-Батльо. Общий вид
Каса-Батльо. Общий вид. Антонио Гауди

Эффектный результат

Глядя на Каса-Батльо, поклонники творчества Гауди справедливо забывают и об испанской готике, и о барокко, буквально погребенные под ливнем из деталей, задумок, смысловых оттенков, воплощенных с удивительной естественностью и даже легкой, чуть угловатой неловкостью, отличающей эту работу Гауди, равно как и созданные им строения в парке Гуэль.

Дракон проснулся

Обаятельная грациозная угловатость обычно присуща крупным живым существам, оказавшимся в окружении мелких соседей, — и «спинка» дома выгибается навстречу испанскому солнцу потягивающимся драконом.

Каса-Батльо. Конек крыши
Каса-Батльо. Конек крыши



Поделиться ссылкой