Всем известно, что Рим — Вечный город. Но только попадая сюда, осознаешь, что вечность — это не только прошлое, но и настоящее. И голуби на площади ди Треви, и галдящие туристы принадлежат ей так же, как сама площадь, фонтан и развалины Колизея. Первые поселения появились здесь еще в XV в. до н. э. Ну а сам Рим был основан около 754/753 гг. до н. э., по преданию, братьями-близнецами, вскормленными волчицей. Город вырос на семи холмах и в древности назывался Септимонциум.
Во II в. н. э. Римская империя процветала. Сменявшие друг друга императоры украшали Рим храмами, пышными дворцами, статуями. Древние римляне подарили миру такие неоценимые изобретения, как строительный бетон, водопровод, общественные туалеты и бани, многоэтажные дома, арки, амфитеатры, фонтаны, мосты, акведуки и прочие инженерные сооружения.
После нашествия варваров, эпохи запустения и недолгой власти Византии центр языческой империи вновь возрождается — на этот раз как главный город западного христианского мира. В 756–1870 гг. с небольшими перерывами Рим являлся столицей Папской области, пока не воссоединился с Италией в результате Рисорджименто — итальянского национально-освободительного движения. С 1871 г. Рим служит столицей Итальянского королевства, а с 1946 г. — Итальянской Республики. Недалеко от Колизея находится арка Константина — самая большая из трех триумфальных арок Рима. Она поставлена в честь Константина I, победившего армию Максенция на Милвианском мосту в 312 г.
Рим — не только скопление древних развалин и Ватикан, хотя и то, и другое объявлено ЮНЕСКО объектами Всемирного культурного наследия. Любой город больше своих исторических сооружений. У современных римлян неповторимо жизнерадостное отношение к жизни. Чтобы понять его, необходимо время — не неделя, и тем более не пара выходных, а значительно больше. Но даже после многочисленных экскурсий кажется, что посетителям удалось полакомиться лишь небольшим кусочком римского torta (пирога). Но именно это делает Рим столь захватывающим, заставляя людей приезжать сюда вновь и вновь.
Хотя некоторых главным образом привлекает римская античность, популярностью пользуются и такие «поздние» памятники, как базилика Св. Петра, знаменитые фонтаны Треви и Испанские ступени, которые с 1647 г. ведут к Испанскому посольству. Нельзя съездить в Рим и не увидеть их. Чего стоит одна базилика Св. Петра, — это второй по размерам храм христианского мира; творение талантливейших художников, которых только знал мир: Браманте, Микеланджело, Бернини и др.; сокровищница с художественными драгоценностями.
Термы Каракаллы, Римский Форум, Колизей, музеи Капитолия, Палаццо Фарнезе, собор Св. Петра, Сикстинская капелла, Вилла Джулия.
В Рим стоит приехать в любое время года. Самый удачный сезон — весна, начиная с пасхальных праздников до июня.
Жителей России в Рим ведут дороги в основном воздушные, но при желании можно проделать путь на автомобиле.
Начать путешествие по легендарному городу лучше всего с Капитолийского холма, одного из семи, на которых стоит Рим. Он дорог и любим горожанами.
Капитолийская площадь спроектирована Микеланджело в XVI в. По плану Микеланджело Капитолийская площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную зданиями.
Центральное место отводилось Дворцу сенаторов. Отсюда можно любоваться Колизеем и Форумом, руины которых рассказывают о жизни в республиканском и имперском Риме.
В давние времена местность, на которой расположился Римский форум, была болотной пустошью. Ее осушили и начали воздвижение Форума, часть которого изначально предназначалась для рыночных торговцев, а другая — для общественных церемоний, религиозных праздников, выступлений ораторов и вынесения приговоров осужденным. Во II в. до н.э. здесь построили базилики Порция, Семпрония и Эмилия, отстроили храм Конкордии и проложили дороги, обеспечившие связь Форума с другими районами города. Центром деловой, религиозной и общественной жизни города Форум стал во времена правления Августа, а также в эпоху Максенция и Константина, которые дали указание построить базилики Ромула и Константина.
Колизей, или амфитеатр Флавиев, был торжественно открыт для публики в 80 г. н. э. Весь наружный четырехъярусный фасад облицован травертином. Первые три яруса состоят из арок, опирающихся на пилоны, декорированные полуколоннами. В нижнем ярусе использован дорический ордер, во втором — ионический и в третьем — коринфский. Четвертый этаж образует завершающая стена аттика: ее коринфские пилястры отделяют квадратные окна от глухих простенков, которые когда-то были украшены позолоченными щитами. Отверстия между консолями служили для установки мачт, поддерживающих огромный тент, который спасал зрителей от палящего солнца. Вход с северной стороны предварял двухколонный портик, откуда можно было пройти на императорскую трибуну. От арены ряды трибун были отделены четырехметровым подиумом, за которым располагались места для почетных зрителей, облицованные мрамором. Всего на трибунах могли поместиться до 50 тысяч зрителей. Места распределялись в соответствии с социальной принадлежностью горожан — чем ниже положение, тем более высоко находилось место. В подвальных помещениях хранилось все необходимое для представлений: клетки с животными, декорации, склады оружия для гладиаторов и пр. В Колизее проходили и сражения гладиаторов, и битвы с хищными животными, и даже морские бои.
Рядом с Колизеем находится хорошо сохранившаяся триумфальная арка Константина. Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, — она возведена в 315 г. как знак победы Константина над Максенцием.
Далее, пройдя через Форум и Капитолий, мы оказываемся на площади Венеции, где находится Витториано. Грандиозное строение в стиле неоклассицизм возведено в 1911 г. в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Перед лестницей установлены бронзовые скульптуры и два фонтана. Скульптуры символизируют Мысль и Действие, а фонтаны — моря, омывающие Италию. В центре сооружения установлена конная статуя короля Виктора Эммануила II. Портик с колоннами образует основную монументальную часть Витториано. По бокам портика расположены две пристройки со статуями Виктории — крылатой богини победы..
Гуляя по живописным улочкам Рима, не забудьте подойти к знаменитому фонтану Треви, где обязательно нужно кинуть монетку и загадать желание.
Нельзя пройти и мимо церкви Санта-Мария-Маджоре. Одна из основных базилик Рима была основана в 352 г., папой Сикстом III. Позднее церковь достраивали и украшали, стараясь сделать ее еще более прекрасной. Свой нынешний вид она приобрела в 1740- х гг. Фасад здания выполнен в барочном и романском стилях. Интерьер украшен красочной мозаикой V в. на библейские сюжеты. Бесценной реликвией храма является Святая колыбель, расположенная под алтарем. В хрустальной урне, украшенной драгоценностями и серебром, находятся фрагменты деревянных яслей младенца Иисуса. Не малый интерес представляют капеллы — Сикстинская, Боргезе и Сфорца. Все они богато украшены и являются последним пристанищем для пяти пап.
Рядом расположен античный храм всех богов — Пантеон. Древнее здание было построено в 126 г. н. э. Храм представляет собой круглую ротонду и имеет идеальные размеры сферы, символизирующей образ Вселенной. Портик Пантеона образован 16 гранитными колоннами. Бронзовые двери ведут в круглый зал храма, где расположены ниши, каждая из которых обрамлена колоннами и украшена статуями святых. Стены храма расписаны фресками, а купол украшен рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия диаметром 9 м, через которое проходит солнечный свет, — это окулус, или «Глаз Пантеона». В Пантеоне покоятся известные люди Италии.
Следующая достопримечательность Рима — Испанская лестница. Трехсотлетние ступени выполнены из травертина архитектором Францеско де Санктис. Лестница была сделана в стиле барокко и украшена геральдической символикой династии Бурбонов, а также изображением орла и короны — символами папской власти. С верхней площадки Испанской лестницы открывается великолепный вид на одноименную площадь с фонтаном и на здания, стоящие у подножья.
Испанская лестница ведет к церкви Тринита-деи-Монти, в которой находится знаменитая скульптурная группа «Снятие с креста», выполненная Даниэле де Вольтерра — учеником Микеланджело.
Ступени лестницы также ведут на Виллу Боргезе. Ландшафтный парк, созданный в английском стиле, был основан кардиналом Шипионе Боргезе в XVII в. и украшен античными статуями. Любителям искусства он придется по душе — здесь находятся галерея Боргезе, Национальная галерея современного искусства и др. Из парка виднеется мощная крепость Святого Ангела.
Рим — потрясающий город, со множеством исторических памятников, куда хочется возвращаться снова и снова, чтобы окунуться в историю и насладиться местным колоритом.
Самый знаменитый фонтан Рима — фонтан Треви, окончательно достроенный в 1762 г. Николо Сальви. Его название происходит от латинского слова «тревиум», означающего «перекресток трех дорог». Когда-то на этом месте заканчивался 20-километровый канал, подававший воду в город. В XV в. его отреставрировали, а в XVIII в. по воле Папы Климента XII украсили фонтаном. Фонтан занимает всю ширину палаццо Поли.
Площадь вокруг него напоминает амфитеатр, а сам фонтан — богато декорированную сцену, по которой едет в раковине-колеснице, запряженной тритонами и морскими коньками, бог Нептун. Туристы бросают в фонтан монетку, чтобы вернуться в Рим. Девушки добавляют вторую: по легенде, она помогает встретить в Италии свою любовь, а третья гарантирует свадьбу. Еще одна примета — пить из «трубочек влюбленных», расположенных справа, около каменной шляпы.
Каждая эпоха оставила память о себе на улицах и площадях Вечного города. Но главным его символом был и остается Колизей. За гигантские размеры итальянцы называют Колизей — colosso («огромный»). Длина этого эллипсообразного сооружения по окружности — 188 м, ширина — 156 м, высота — 57 м. Внутри размещалось 50–60 тыс. человек, как на современном стадионе. Колизей выполнял функции стадиона, но в древнеримском понимании. Здесь происходили театрализованные схватки, бои гладиаторов, позже — казни рабов и первых христиан.
Колизей начали строить в 72 г. по распоряжению императора Веспасиана Флавия. Через пять лет здание, названное амфитеатром Флавиев, закончил его сын Тит. В честь открытия он устроил 100-дневную битву гладиаторов с дикими зверями, среди которых были не только хищники — львы, тигры, — но слоны и жирафами. Гладиаторские бои с животными продолжались до VI в. Запрет на их проведение вышел в 438 г., однако последняя запись о таком сражении датирована 523 г. Иногда арену заполняли водой и устраивали морские сражения — навимахии. Под полом амфитеатра туристам и сегодня показывают лабиринты камер, коридоров, вольеров для животных.