Город Венеция, расположенный на северном побережье Адриатического моря в Италии, по праву может соревноваться с Парижем за звание самого романтичного уголка Европы. К этому располагают и величественная архитектура города, и та неповторимая атмосфера свободы и легкости, которая витает над ним. Ее невозможно описать, ее можно только увидеть, услышать, ощутить. Также невозможно перечислить все достопримечательности Венеции — весь город и есть одна большая достопримечательность.
Ежегодно более 10 млн гостей приезжают, чтобы полюбоваться этим удивительным городом на Адриатике. Венеция значится первой в Списке объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Исторический центр города расположен на островах в центре лагуны. Сколько же всего этих островов? В большинстве справочников говорится, что островов 118 и что соединяют их более 400 мостов, переброшенных через 177 знаменитых каналов Венеции.
Город практически не знает наземного транспорта (даже велосипедов), а нумерация домов в нем столь же затейлива, как бурановское кружево (Бурано — один из островов-«пригородов» Венеции, славящийся кружевоплетением).
Официальной датой основания Венеции считается 25 марта 421 г. Есть версия, что город основали славяне-венеды (отсюда и название Венеция). Эта гипотеза не бесспорна, однако факт, что первые венецианцы внешне очень отличались от жителей материковой Италии. Еще Тициан восхищался светловолосыми венецианскими красавицами. Но как бы там ни было, в V в. возник город, прозванный королевой Адриатики.
В прошлом Венеция подчинялась Византийской империи в лице епископа Равенны. Так продолжалось до 1456 г., когда захват Константинополя турками в корне изменил ситуацию. Однако на деле Венеция уже давно стала независимой республикой. Дожи (аристократы, правившие в Венеции) еще в 811 г. провозгласили на острове Риальто местное правительство. После распада Византийской империи город в лагуне воспользовался возможностью стать одной из главных экономических сил в Средиземноморье.
В XV в. конфликты с другими державами были в порядке вещей. Венеция и ее конкурент, Генуэзская республика, часто вели войны, и нередко — друг с другом. Борьба шла за контроль над торговлей во всем Средиземноморском регионе, и в частности в Эгейском море у побережья Турции и Греции. В следующем веке государства Пиренейского полуострова, Англия и Нидерланды пытались создать империи, основанные на морском могуществе и торговле. Венеция, бывшая могущественной силой в Средиземноморье, начала утрачивать свои ведущие позиции, поскольку центр мировой торговли все более смещался из Старого Света в Новый.
Гордая история республики, которую венецианцы называли «Ла Серениссима», что означает «безмятежнейшая», окончилась 14 мая 1797 г., когда в Венецию вступили войска Наполеона. Однако город недолго находился в руках французов. Вскоре после этого Франция по Кампо-Формийскому договору передала Австрии регионы Венето и Фриули. Но дни былой независимости Венеции навсегда канули в прошлое. Главная «улица» Венеции — Большой канал, или Каналаццо, как зовут его венецианцы. Его четырехкилометровое S-образное русло делит город на две части, связанные между собой тремя крупными мостами: Риальто, Скальци и мостом Академии. Почти все основные достопримечательности Венеции расположены вдоль Каналаццо, который начинается у площади Рима, а заканчивается у площади Сан-Марко — «визитной карточки» Венеции.
В Венеции обязательно нужно заночевать. Днем она буквально кишит туристами, подавляющее большинство которых приезжают на один день. Вечером же уставшие улицы города производят совсем другое впечатление.
Ка д’Оро, Кa’ Фоскари, палаццо Фарсетти, два палаццо Лоредан, палаццо Корнер-Спинелли, Дворец дожей, палаццо Грасси, собор Сан-Джорджо Маджоре, собор Сан-Марко, церковь Санта-Мария делла Салюте.
В Венецию достаточно легко попасть — есть и собственный международный аэропорт, принимающий прямые рейсы из России, и железнодорожный вокзал, куда прибывают поезда со всей страны, и, конечно, внушительный порт.
Лучшее время для поездки в Венецию — это весна (с конца марта по май) и осень (сентябрь-октябрь). Сезон дождей после зимы закончится, а сильной летней жары еще или уже не будет. К тому же в это время меньше туристов.
Главная «улица» Венеции — Гранд-канал, или Каналаццо, как зовут его венецианцы. Этот длинный, почти четырехкилометровый водный путь пересекает город практически на всем его протяжении. Путешествие по каналу — это своеобразная экскурсия по городу-музею Венеции — по обоим берегам расположены восхитительные дворцы. Плавно изгибаясь, канал делит город на две части, соединенные четырьмя мостами: Риальто, мостом Скальци, мостом Академии и мостом Конституции. Ранее Гранд-канал был портом, торговым центром Венецианской республики. С годами он утратил свое преимущество, так как порт был перенесен в другое место.
Начиная с XV в. великолепные готические, ренессансные, барочные дворцы возводились на месте старинных зданий, которые идут чередой вдоль берегов Гранд-канал. Одним из таких дворцов является Ка-д’Оро. Построенный в 1430 г. архитекторами Джованни и Бартоломео Бон он представляет собой прекрасный образец пламенеющей готики. Дворец иногда называют «Золотым домом» благодаря драгоценному ажурному декору из многоцветного мрамора и позолоты, некогда украшавших его фасад. Дворец сменил многих владельцев, пока наконец не попал к страстному коллекционеру Джорджо Франкетти, который отреставрировал дворец и отдал его в дар городу вместе с превосходными коллекциями живописи и скульптуры.
Еще одним произведением искусства является церковь Санта-Мария делла Салюте. Один из самых прекрасных памятников барокко в городе был построен архитектором Бальдассаре Лонгена. Большая лестница предваряет фасад, представленный в виде великолепной арки. Восьмиугольная в плане церковь увенчана куполом, который опирается на барабан, укрепленный контрфорсами в виде больших завитков — волют. Внутри, по обеим сторонам восьмиугольника, расположены шесть боковых капелл. Справа в трех алтарях — творения Луки Джордано. В третьем алтаре слева — картина «Троица» работы Тициана. В главном алтаре находится мраморная скульптурная группа, изображающая «Чуму, бегущую от Мадонны». Полотна Тициана украшают свод огромной сакристии, а табернакль покрыт прекрасной мозаикой.
Площадь Сан-Марко, одна их самых прекрасных жемчужин итальянской архитектуры, представляет собой замкнутое пространство, разделенное на две большие части: собственно площадь и пьяцетту — площадь, «распахнутую» на море. Этот огромный зал под открытым небом окружен поистине уникальными архитектурными сооружениями: собор Сан-Марко, Дворец дожей, Лоджетта и устремленная ввысь Башня часов.
Первое упоминание площади относится к IX в. На протяжении веков ее неоднократно реставрировали и обновляли, но основная планировка осталась неизменной. Во второй половине XII в. по приказу дожа Себастьяно Дзиани была предпринята очередная реконструкция: атриум собора Сан-Марко был увеличен вдвое и две колонны из монолитного гранита идеально «закрыли» пьяцетту. Спустя столетия собор и Дворец дожей претерпели другие значительные изменения. Дворец дожей потерял свое назначение защитной крепости: украшенный лоджиями, он превратился в изысканно нарядное сооружение.
В то время площадь окружали дома прокураторов, обитель каноников Святого Марка и церковь Сан-Джеминьяно, а вокруг пьяцетты размещались торговые лавки. В 1400 г. площадь начали переоборудовать, большее число зданий снесли, была воздвигнута Башня часов, построена Дзекка и век спустя появилось здание Новых прокураций. Автором этого проекта был архитектор Якопо Сансовино, который в основном сохранил прежний облик площади. Площадь была покрыта красным кирпичом, выложенным рисунком «елочка». В начале XVIII в. кирпич на площади был заменен серым трахитом из Евганейских холмов.
Вся общественная жизнь города была сосредоточена вокруг собора Сан-Марко. Здесь происходило публичное посвящение дожа после его избрания, здесь же он благословлял и торжественно приветствовал флотоводцев и кондотьеров Венеции. Фасад собора открывается пятью порталами: пять куполов восточного стиля придают всему сооружению монументальность и динамизм. Скульптурно-мозаичный декор порталов воспроизводит сюжеты на тему «Возвращение тела Евангелиста». Большая мозаичная композиция центрального тимпана, выполненная в XIX в., воспроизводит сцену Страшного суда. Наверху над балюстрадой помещена копия квадриги, которую дож Энрико Дандоло привез из Константинополя в 1204 г. в качестве военного трофея. Один из фасадов собора выходит на пьяцетту деи Леончини, названную так потому, что на ней стоят два льва из красного мрамора, когда-то на ней находился знаменитый Рынок трав. Вход в собор предваряют опоясывающая его галерея 62 м длиной, 6 м шириной и 7 м высотой и обширный атриум. Атриум перекрыт чередующимися сводами и арками, которые опираются на колонны, увенчанные капителями. Мраморная мозаика образует богатый орнамент пола. Мозаичные панно, украшающие арочные своды, представляют сцены Ветхого и Нового Завета.
Собор известен на весь мир своим золотым алтарем, признанным самым богатым из тех, что дошли до наших дней. В верхнюю часть вставлены миниатюрные медальоны, выполненные в технике перегородчатой эмали. Дорогие пластины были вывезены из Константинополя и представляют собой величайшую ценность. Украшенные драгоценными камнями и золотом, они признаны подлинным произведением искусства.
Дворец дожей возводился и украшался на протяжении многих столетий. Первое здание было построено еще в 810 г., оно представляло собой мощную крепость со стенами и башнями, окруженную со всех сторон водой. В 1309 г. началось строительство именно дворца, который достраивали и расширяли вплоть до XVI в.
Дворец был создан в готическом стиле с элементами ренессансной и мавританской архитектуры. Внешний вид дворца необычен: массивный верх покоится на легких ажурных колоннах. Весь нижний этаж образует портик с круглыми арками, опирающимися на колонны. Над нижним портиком находится открытая лоджия с аркадой, увенчанной тонким мраморным кружевным узором в виде четырехлистника. Над лоджией располагается верхняя часть здания с залами. По верху фасадов идет изящный зубчатый карниз. Парадная часть сооружения чем-то напоминает перевернутое корабельное судно. Во внутреннем дворике находятся несколько этажей прекрасных галерей. В северном крыле располагаются множество статуй знаменитых философов, также именно эта часть являлась апартаментами дожей. Здесь по углам стоят архангелы, символизирующие войну, торговлю и мир. Попасть на второй этаж можно через лестницу Гигантов. Залы дворца украшены великолепными картинами и архитектурными памятниками.
Чтобы узнать Венецию, одного дня не хватит. Город насыщен архитектурными произведениями искусства. Ценителям живописи придется по душе знаменитая Галерея Академии с величайшими полотнами Тициана и Каналетто. А если останется время, вы не пожалеете, если посетите прекрасные острова Мурано и Бурано.
Основные достопримечательности Венеции в основном сосредоточены в ее историческом центре. К сожалению, для того чтобы осмотреть их все, понадобится очень много времени, но среди них есть такие, которые обязательно стоит увидеть туристам.
Начинать осмотр города лучше всего с площади Святого Марка. По ее периметру расположилось несколько замечательных образцов древней архитектуры. А еще площадь Святого Марка знаменита своими голубями, которые чувствуют себя здесь настоящими хозяевами. Также посетите мост Риальто, побродите по узким улочкам города, прокатитесь на гондоле и, если получится, обязательно побывайте на знаменитом карнавале.
Из четырехсот с лишним мостов Венеции самый знаменитый соединяет Дворец дожей с соседним строением, где некогда располагалась тюрьма. Он носит название мост Вздохов (Понте дей Соспири). Удивительно, но название никак не связано с романтическими историями, так свойственными этому городу. Оказывается, по нему проводили заключенных, которым больше не суждено было выйти на свободу.
Первый Дворец дожей возвели в IX в. В конце XII столетия дож Себастьяно Дзиани расширил его. Но и после этого палаццо выглядело скорее как укрепленный замок. В середине XIV в. дворец обрел новое крыло, выходящее на лагуну. А позднее явное стилевое различие между ним и старым «крылом Дзиани» заставило сенат принять решение о постройке последнего. В конце XV в. Дворец дожей обрел свой нынешний вид. Со временем потеряв назначение крепости, Дворец дожей был украшен лоджиями и превратился в изысканное нарядное сооружение.
Известный факт, что Венеция постепенно уходит под воду. С этим явлением столкнулись еще первые поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова.
Скорость погружения города увеличивается и уже достигает почти 5 мм в год. Только на протяжении XX в. Венеция ушла под воду на 23 см. По расчетам ученых еще через десятилетие город может стать непригодным для жизни, и, возможно, вскоре от всего его великолепия останутся только воспоминания. Поэтому поспешите насладиться им!
Среди разнообразных сувениров и памятных мелочей главной является венецианская маска. Это неизменный атрибут карнавала, благодаря которому город славится на весь мир. Такие аксессуары местные мастера изготавливают из всевозможных материалов. Здесь можно найти маски Венецианской Дамы или устрашающего Доктора Чумы, а также Арлекино, Пьеро и многих других театральных персонажей.