Для буддистов всего мира Лхаса значит то же, что Мекка для мусульман или Ватикан для католиков. Дворец Потала в Лхасе — это олицетворение могущества и величия Тибета. Именно здесь, как верят не только буддисты, но и миллионы других людей, пребывает таинственная Шамбала — духовный и энергетический центр мира.
Первое здание дворца Потала построил в VII в. царь Сонцэн Гампо для своей невесты танской принцессы Вэньчэн, и в знак признания символического родства между правителями двух стран тибетский монарх был тогда объявлен «племянником» китайского императора.
Войны IX в. разрушили дворец, и он пребывал в запустении почти восемь столетий, пока не начал отстраиваться в 1645 г., во времена правления пятого Далай-ламы, прозванного Великим Пятым. Он перенёс свою резиденцию в Поталу, сделал Лхасу столицей и утвердил на Тибете власть далай-лам. Именно при Великом Пятом Лхаса стала мировым центром буддизма. Пятого Далай-ламу тибетцы называют также великим строителем: при нём возникло множество замечательных архитектурных сооружений, главным из которых считается возрождённый дворец Потала. Его строили более 50 лет и закончили в 1695 г., уже после смерти пятого Далай-ламы.
Возведённое на склоне гор Хуншань (Красных гор), это монументальное и одновременно изящное строение как будто парит над городом. Ансамбль состоит из двух основных частей — Белого и Красного дворцов.
Несмотря на то, что дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме, добраться туда нетрудно, ведь он расположен в городе Лхаса. Доехать до него можно практически любым видом транспорта.
Лучшее время для посещения дворца — лето. В летние месяцы Потал открыт для посетителей уже с 7:30 утра.
Самая древняя часть дворца Потала — павильон Сногял, где хранятся скульптуры царя Сонцэн Гампо, принцессы Вэньчэн и сановников. В других помещениях располагаются молельни, административные службы, тюрьма...
Дворец Потала является не только официальной резиденцией далай-лам, но и частью музея искусств и богатейшим хранилищем исторических документов. Это священное место тибетского буддизма, которое каждый год посещает огромное количество паломников и туристов.
Можно перевести с монгольского как «океан мудрости», признаётся по сути живым богом — воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от абсолютного просветления ради спасения всех земных существ. Подобно ему, далай-лама является милосердным защитником верующих. С XIV в. и до 1951 г. далай-ламы были духовными и политическими правителями Тибета.
В истории известно 14 носителей этого титула, которые в традиции буддизма считаются реинкарнациями одного и того же далай-ламы. С 1951 г. Тибет относится к Китайской Народной Республике, а далай-лама с 1959 г. находится в изгнании.
Главная резиденция далай-лам. 13-этажное строение высотой 117 м раскинулось на 400 м в длину и занимает площадь 41 га. Издалека видны его золотые крыши, богато украшенные буддийскими символами победы над земными страданиями. На отделку только одного святилища ушло около 4 т золота. Красный цвет олицетворяет мощь и величие. Его ежегодно обновляют, нанося на стены особый пигмент жгутами из шерсти яков.
Путь к Красному дворцу пролегает через вереницу ворот и дворов, которые служат местом проведения религиозных празднеств. Длинная дорога символизирует постепенное приближение к духовному просветлению. Во время особо важных событий стена фасада украшается гигантским шёлковым знаменем.
Центральную часть Красного дворца образуют восемь усыпальниц — погребальных пагод-ступ. Самая роскошная из них — ступа Пятого Далай-ламы, достигающая более 14 м в высоту. Снаружи она покрыта листовым золотом и инкрустирована нефритом и жемчугом.
Расположенный в восточной части и выстроенный в честь восстановления тибетской столицы, служил зимней резиденцией далай-лам. Белый цвет его стен символизирует мир и покой.
На верхнем этаже дворца находятся Восточная и Западная комнаты Солнечного света, ярко освещённые даже в пасмурную погоду. Здесь, среди света и роскоши, жили, работали и молились далай-ламы, с огромной террасы площадью 1600 кв. м они обращались к верующим.