Подземка опутывает город сетью линий и станций. Жители торопятся на работу, спешат по делам и не замечают ничего вокруг. А для путешественника метро — это такая же достопримечательность, как музеи и памятники, только живая, постоянно находящаяся в движении.
Хотя система метрополитена в Пхеньяне состоит всего из 2 веток и 16 станций, она заслуживает внимания. Особенно красивы светильники и система освещения. Станции украшены панно и барельефами, воспевающими путь покойного великого вождя Ким Ир Сена и рассказывающими о строительстве коммунизма. Интересно, что прокладывать метро в Пхеньяне корейцам помогали русские специалисты, а вагоны — немецкого производства.
Еще одна особенность местной подземки — полное отсутствие рекламы. Северокорейское правительство уверено, что это «двигатель» торговле совсем не нужен. Ходят слухи, что помимо открытых для публики линий существуют еще и секретные правительственные.
Метро в Торонто максимально функционально. При строительстве большинства станций были использованы типовые схемы, что позволило сделать проект экономичным, а станции — комфортными. Стены облицованы керамической плиткой, стеклянными панелями и нержавеющей сталью. По замыслу создателей, ничего лишнего не должно было занимать место или препятствовать движению пассажиров, однако и такой лаконичный дизайн интересно обыграли. Например, тут можно увидеть индейские тотемы, изображения древнеегипетских богов и, конечно же, хоккеистов.
В Монреале большинство станций метро не отличается декоративными изысками, но есть и исключения. Стоит обратить внимание на красочные витражи на станции «Марсово поле», необычной формы плафон на «Намюр», светильник в виде гигантского бетонного дерева на «Жорж Ванье» и яркие колонны в цвете янтаря на «Розмон».
Афинское метро — самый удобный и красивый вид городского транспорта. Работать подземка начала в 1869 г., так что это еще и одна из старейших систем метрополитена. Поездка в афинском метро вполне может заменить поход в музей: прямо на станциях выставлены древние артефакты, найденные при строительстве подземки. Правила поведения там такие же, как и в музее: строжайшее запрещено есть, пить и мусорить. Руины исторических сооружений можно увидеть и при входе на станции.
Парижский метрополитен был открыт 19 июля 1900 г. Первые линии прокладывались строго под проезжей частью, поскольку отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Сегодня парижское метро состоит из более чем 300 станций, а расстояния между ними составляют в среднем 500–600 м. Они выполнены в стиле ар-нуво. Самой красивой считается станция «Искусств и ремесел» («Ар-э-Метье»), которая напоминает подводную лодку изнутри. Такой необычный дизайн навеян романами Жюля Верна.
На станции «Лувр — Риволи» выставлены копии шедевров из собрания Лувра. Чтобы познакомиться с подземным Парижем поближе, можно посетить Музей канализации. Вы увидите фрагмент самой настоящей канализационной системы города и сможете пройти по туннелям. Для удобства туристов они оборудованы пандусами и освещением, но все равно дарят массу впечатлений. В парижском метро есть станции-призраки, то есть станции, не обслуживающие пассажиров. Большинство из них было закрыто еще в сентябре 1939 г., что связано с вступлением Франции во Вторую мировую войну.
Вашингтонская подземка отличается тем, что проходит по территории сразу двух штатов — Мэриленд и Виргинии — и округа Колумбия, к которому относится американская столица. Ежедневно на работу в Вашингтон метро доставляет более 700 тыс. человек. Дизайн станций уступает по пышности московскому метро, а по креативности — стокгольмскому, но подкупает лаконичностью. Многие станции были спроектированы чикагским архитектором Гарри Визом и являются отличным примером модернистской архитектуры конца 1920-х гг.
Самой красивой считается станция «Фогги-Боттом», которая просто ошеломляет грандиозной геометричностью. Вашингтонский метрополитен занимает второе место в США по величине и загруженности после нью-йоркского. В «Большом яблоке» 468 станций метро. Это самая большая подземка в мире. Большинство из них в плане архитектуры ничем не выделяются, но есть и исключения. Самая красивая станция нью-йоркского метро, «Сити Холл», сегодня не работает по прямому назначению, но увидеть ее можно. Не выходите на конечной станции «Бруклин Бридж»: когда поезд будет разворачиваться в обратный путь, он проедет мимо «Сити Холл».
Стокгольмское метро называют самой длинной в мире художественной галереей. Каждая из трех линий оформлена по-своему: сказочные гроты, в которых, кажется, живут эльфы и гномы, античные скульптуры и классическая архитектура соседствуют с видео-инсталляциями и поп-артом, а мозаики и барельефы — с фонтанами и ручьями. Можно смело сказать, что подземка Стокгольма — это выставка работ нескольких сотен художников. Самые интересные станции расположены на синей ветке.
Метро в Стокгольме открылось в 1959 г. В то время движение в Швеции было левосторонним, поэтому таким же осталось и движение на линиях метрополитена.
Тайбэйское метро состоит из 10 линий и 98 станций и за год перевозит более 600 млн пассажиров. При этом никто не толкается и не пытается пролезть первым. Чтобы зайти в вагон, тут принято выстраиваться в очередь — для этого на платформе даже нарисованы белые направляющие линии. Самая знаменитая станция метро называется «Бульвар Формоза». Она украшена «куполом света» — одним из самых масштабных в мире арт-объектов, сделанных из стекла. Он представляет собой витражный потолок всех цветов радуги диаметром 30 м. Изображения на потолке иллюстрируют историю человеческой жизни.
В Тайбэе стоит посетить Национальный дворцовый музей, где хранится самая большая в мире коллекция китайского искусства. Более пяти веков она находилась в Запретном городе Пекина и бережно охранялась от японских захватчиков, а потом, уже в середине XX в., была привезена в Тайбэй противниками коммунистического режима. Адрес музея можно найти на сайте www.npm.gov.tw.
Московское метро часто называют подземным дворцом. Действительно, там есть и статуи, и колонны, и живописные панно. Станции уникальны и не похожи друг на друга. Памятник ушедшей эпохи, московская подземка, выполненная в советском имперском стиле, до сих пор поражает воображение иностранцев. О том, какая станция московского метро самая красивая, можно спорить бесконечно: «Комсомольская» с колоннами, балконами и майоликовыми панно по эскизам Е. Лансере, по-южному яркая «Киевская», «Маяковская» с деталями в стиле ар-деко и мозаиками по эскизам А. Дейнеки, «Новослободская», украшенная витражами.
В южном вестибюле станции «Спортивная» находится Народный музей истории Московского метрополитена, где можно узнать об истории строительства подземки. Не забудьте потереть нос собаке пограничника на станции «Площадь революции» — это, говорят, приносит удачу.