Вологда — один из древнейших городов Русского Севера, издревле бывший воротами на пути в Зауралье и Сибирь, к Белому морю. Она считается ровесницей Москвы, поскольку первые упоминания о Вологде в летописях встречаются в том же 1147 г. Здесь сохранилось большое количество культурных и исторических памятников, историческая застройка XVIII–XIX вв.
К истории города и края можно прикоснуться в местных музеях — доме-музее Петра I, музее «Вологодская ссылка», музее Н. Рубцова, доме В.Т. Шаламова и др.
Улицы Вологды спокойны и живописны, старинные домики и церкви в большинстве своем ухожены и нарядны. По мощному одноарочному трехъярусному Каменному мосту с четырьмя мостовыми башнями и примыкающими к ним лавками проходит самая короткая в городе улица (Крюк ул., длина — 100 м), на которой есть даже собственное кафе.
Историческая часть города состоит из четырех частей: Верхнего и Нижнего посадов (по течению реки Вологды), Города и Заречья. В центре — площадь с пятиглавым Софийским собором, расписанным замечательными фресками, и ансамбль Архиерейского подворья — Вологодский кремль. От Кремлевской площади, где ныне стоит памятник поэту «золотого века» К.Н. Батюшкову, радиусами расходятся городские улицы, застроенные двухэтажными домами XVIII–XIX вв.
В Верхнем посаде сохранилось немало деревянных домов XIX века, Успенский Горний монастырь (основан в 1590 г.) и храмы Константина и Елены (1690), Владимирский (1689), Варлаама Хутынского (1780) и др. Здесь же стоит памятник-обелиск в честь 800-летия Вологды (1947).
В Нижнем посаде уцелело много деревянных, богато украшенных резьбой домов XIX в., здания Дворянского собрания и Ярмарочного дома XVIII в. и храмы начала XVIII в.: Иоанна Предтечи в Рощенье и Покрова на Козлёне.
Памятники Заречья сосредоточены преимущественно вдоль берега Вологды и создают красочную панораму набережной. В их числе купеческие каменные особняки XVII–XIX вв. и церкви XVII–XVIII вв.: Сретения, Иоанна Златоуста, Димитрия Прилуцкого на Наволоке.
В XIII–XV вв. вокруг Вологды и в крае возникло несколько монастырей: Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий, Павло-Обнорский, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, ставших оплотами православия.
Ферапонтов монастырь основал инок московского Симонова монастыря Ферапонт. На Белозерье, к берегу Сиверского озера, он пришел в 1397 г. вместе с Кириллом. Вскоре тот создал здесь Кирилло-Белозерский монастырь, а Ферапонт, через год покинув товарища, нашел себе новое место. Спустя короткое время вокруг Ферапонта собрались иноки, в 1409 г. они выстроили первый деревянный храм во имя Рождества Богородицы.
В первые десятилетия XV в. обитель была невелика, в ней обретались около 20 монахов, но она стала одним из центров монастырской книжности. Иноки здесь кроме обычных послушаний переписывали и переплетали книги. В 1666–1676 гг. здесь оказался опальный патриарх Никон.
Прославил обитель своими уникальными настенными росписями крупнейший русский иконописец Дионисий (около 1440-го — после 1502– 1503 гг.). Он вместе с сыновьями и учениками в начале XVI в. расписывали новый монументальный Рождественский собор, построенный на месте прежних храмов.
Великий Устюг впервые упоминается в летописях в 1147 г. В XIV– XVII вв. это был крупный торгово-ремесленный центр, где производилась, в частности, северная чернь и многоцветная эмаль. В городе сохранилось несколько интересных храмов XVII в.: Успенский собор, собор Прокопия Устюжского, церкви Иоанна Устюжского, Вознесения, Власьевская и старинные монастыри (Троице-Гледенский, Девичий Спасский и Михаило-Архангельский).
В окрестностях города находится зоологический заказник, вековой Стрельненский лес, водопад «Ванькин ключ» и другие природные достопримечательности.
Символ своеобразного вологодского говора — находится в одном из городских скверов на Соборной горке напротив дома Варлама Шаламова. Памятник представляет собой прописную букву «О» высотой около 2,5 м, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом. Инициаторами памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса. Буква «О» тесно связана с Вологдой — она встречается почти во всех названиях брендов города.
Этот оригинальный музей расположен в деревянном купеческом особняке конца XVIII в. — доме Засодимских. При доме сохранились тенистый сад и надворные постройки.
В музее собраны со всей округи вещи для воссоздания дворянских и купеческих интерьеров и отдельные предметы быта, уцелевшие в круговороте войн и революций. Здесь можно в подробностях рассмотреть гостиную, столовую, кабинет и детские, ощутить атмосферу XVIII в., полюбоваться на старинные портреты и фотографии, послушать граммофон и музыкальную шкатулку.
Музей расположен в доме, где К.Н. Батюшков (1787–1855) провел последние годы жизни. Участник Отечественной войны 1812 года, поэт, которого А.С. Пушкин считал одним из своих учителей, Батюшков прожил сложную и трагическую жизнь: в 34 года заболел душевным расстройством и прожил остаток жизни в безумии, совершенно оставив творчество.
Архитектурный ансамбль Вологодского кремля — бывшая архиерейская резиденция — включает постройки XVI–XIX вв.: частично сохранившиеся крепостные стены и башни, храмы и палаты. На территории кремля расположены: Софийский собор (1570 г., высота почти 60 м), довольно точно копирующий Успенский собор Московского Кремля, Воскресенский собор (1776), архиерейские палаты (1676), а также корпуса различного назначения — Экономный, Симоновский, Консисторский, Гаврииловский, Иосифовский и другие, построенные в XVII–XVIII вв.
В настоящее время большую часть построек кремля занимает Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, собрание которого насчитывает свыше 400 тыс. единиц хранения, включая памятники иконописи XIV–XVI вв., лицевое шитье, деревянную резьбу, старинные рукописи, произведения живописи и графики, археологические и нумизматические материалы и пр.
В Воскресенском соборе кремля расположена Вологодская картинная галерея, в собрании которой имеются памятники древнерусского искусства, произведения многих русских классиков XVIII–XX вв. (В. Боровиковского, В. Тропинина, А. Саврасова, И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова, М. Нестерова и др.), небольшие собрания западноевропейской живописи и гравюры, а также крупный отдел декоративно-прикладного искусства, представляющий все ведущие народные художественные промыслы края.
Здесь собрано кружево со всего света — из Франции, Бельгии, Германии, Польши, Австрии и показаны работы местных вологодских мастериц — изобретательниц единственной в своем роде техники сцепного плетения кружевного полотна.
Кружевной промысел зародился на Вологодчине в начале XIX в., когда в селе Ковырино близ Вологды открылась помещичья кружевная фабрика. Поначалу мастерицы плели кружева, имитирующие заграничные аналоги, потом появились местные орнаменты. С середины столетия кружевоплетение из помещичьих мастерских проникло в крестьянскую среду и широко распространилось по всей губернии, везде обретая собственные особенности.
Архитектурно-этнографический музей расположен в 12 км от Вологды, в деревне Семенково. Сюда со всей Вологодской области свезли крестьянские дома, церковь, различные хозяйственные постройки XVIII– XIX вв. Утварь и обстановка подлинные. Здесь можно увидеть дома земледельцев и избу охотника, посетить мастер-классы по берестоплетению, гончарному делу, взбиванию масла и изготовлению детских игрушек. На территории музея пекут по старинным рецептам блины и делают уникальные аутентичные пряники, устраивают традиционные застолья и празднуют свадьбы, а на Святки и Масленицу устраивают народные гулянья.
Преподобный Кирилл (1337–1427) уже шестидесятилетним старцем пришел на Белое озеро и пустынножительствовал тут 30 лет до своей кончины. С той поры здесь стал разрастаться монастырь, превратившийся со временем в одну из крупнейших обителей. Патриарх Никон был сослан на Север и последние пять лет своей жизни провел в Кирилло-Белозерском монастыре.
Долгое время монастырь являлся «центром излучения живой святости». Духовные проповеди и политические послания его старцев разлетались по всей Руси. «Северной лаврой» стали называть монастырь в XVII в. В это время он скорее походил на богатый посад, чем на монастырь. Плотно застроенная каменными сооружениями обитель, при которой выросла целая слобода (впоследствии город Кириллов), владела крупными земляными наделами, рыбными и соляными промыслами. Здесь работали духовные писатели, иконописцы, резчики, кузнецы и другие мастера; находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, содержавшая рукописные книги; складывались собственные распевы духовных песнопений; родилась кирилловская школа иконописи.
Но не только местные мастера работали в обители. Главный храм — одноглавый Успенский собор, построенный в конце XV в. Он поражал своей суровой красотой и роскошным внутренним убранством. Храмовую икону «Успение Богоматери», судя по описным книгам монастыря, написал Андрей Рублев (правда, многие исследователи оспаривают его авторство). Ныне изменился и облик собора, и его интерьеры. Правда, реставраторам удалось спасти фрагменты фресок XVII в. После закрытия монастыря в 1924 г. на территории обители открылся историко-архитектурный музей. В 1998 г. часть монастырского комплекса передали Церкви.
В 1999 г. Великий Устюг объявлен родиной Деда Мороза, и с тех пор его резиденция — главная городская достопримечательность. Здесь в волшебной роще с деревянными скульптурами выстроен нарядный терем, где проводятся экскурсии и театрализованные новогодние праздники.