Правила шахмат

Для игры в шахматы нужна доска и набор фигур. Доска должна быть разделена на 64 равных черных и белых квадрата. Рядом с клетками по горизонтали проставлены латинские буквы (a, b, c, d, e, f, g, h), по вертикали – цифры от 1 до 8. В шахматы могут играть два человека. В распоряжении каждого имеется 16 фигур черного или белого цвета: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, 8 пешек. При записи на бумаге каждая фигура имеет соответствующее обозначение, принятое во всем мире.

Перед началом игры фигуры расставляются на доске определенным образом:

  • белые фигуры занимают первый ряд, белые пешки – второй ряд, черные пешки – седьмой ряд, черные фигуры – восьмой ряд;
  • ладьи занимают клетки aи h, кони – клетки b и g, слоны – клетки c и f;
  • белый ферзь ставится на белую клетку из двух оставшихся посередине первого ряда, черный ферзь – на черную клетку из двух оставшихся посередине восьмого ряда, то есть напротив белого ферзя, короли занимают оставшиеся клетки.

Каждая шахматная фигура передвигается по доске по определенным правилам. Ферзя можно передвинуть на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Ладья ходит на любое количество клеток по вертикали или горизонтали. Слон передвигается на любое количество клеток по диагонали. Конь ходит в виде буквы «Г»: на одну клетку по горизонтали и две клетки по вертикали или на две клетки по горизонтали и одну клетку по вертикали.

Пешка может ходить только вперед, причем при первом ходе ее можно передвинуть на одну или две клетки, при последующих ходах она перемещается только на одну клетку. Пешка может брать фигуры, стоящие на одну клетку правее или левее той, что впереди текущей позиции пешки. Если пешка доходит до противоположного края доски, то игрок должен заменить ее на любую фигуру того же цвета, кроме короля. Король передвигается на одну клетку в любом направлении.

Суть игры в шахматы заключается в том, чтобы поставить короля соперника в такое положение, когда у соперника не будет возможного хода, который позволил бы избежать взятия короля на следующем ходу. Говоря шахматным языком, задачей игрока является поставить сопернику шах и мат. Побеждает игрок, которому удается поставить мат сопернику. Если же на доске складывается такая ситуация, когда ни один игрок не может поставить мат, то партия заканчивается вничью.

Шахматную партию начинает тот, кто играет белыми фигурами, потом игроки делают ходы по очереди. Фигуры, передвигающиеся на любое количество клеток (слон, ладья, ферзь), не могут перескакивать через фигуры, стоящие на их пути. Конь может перескакивать через фигуры. Фигуры не могут ходить на поле, занятое фигурой того же цвета, но могут ходить на поле, занятое фигурой соперника. В этом случае фигура соперника снимается с доски и в игре больше не участвует. На шахматном языке это называется «съесть фигуру».

В определенных случаях король во время игры может сделать рокировку. Рокировкой называется перемещение короля со своего начального места на два поля по направлению к любой ладье того же цвета и перемещение этой ладьи на поле, которое король только что пересек. Нельзя произвести рокировку, если король или ладья уже ходили, если поле, на котором король стоит, которое он должен пересечь или которое он должен занять, атаковано фигурой соперника. Рокировка также невозможна, если между королем и ладьей находится какая-либо другая фигура.

Если на доске складывается ситуация, когда король атакован фигурой соперника, то объявляется «шах». В этом случае нужно переместить короля в положение, где бы ему не угрожала опасность, либо поставить между королем и угрожающей фигурой другую фигуру. Ни одна фигура не может ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять короля под шахом. Игрок обязан защитить своего короля в случае шаха. Если на доске складывается ситуация, когда, куда бы ни пошел король, везде ему угрожает опасность, но и на месте он оставаться не может, то объявляется «мат королю».

Партия заканчивается вничью, если:

  • игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом (эта ситуация называется «пат»);
  • возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов (эта ситуация называется «мертвая позиция»);
  • какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза;
  • каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры;
  • игроки договариваются о том, что в сложившейся ситуации возможна ничья.



Поделиться ссылкой