Копыта и подковы лошадей

Копытные животные в дикой природе не нуждаются в подковах: роговую защиту для ног они выработали в результате длительной эволюции и как нельзя лучше приспособлены к жизни на просторах степей и саванн. Но при постоянной работе на твердом грунте роговые части копыта домашней лошади быстро изнашиваются, повреждаются. Животное начинает хромать. Для защиты копыт были изобретены подковы. Подковы с шипами предотвращают скольжение, а ортопедические используются при лечении заболеваний конечностей.

спортивная лошадь
Ноги спортивных и рабочих лошадей защищают ногавками. Их делают из литого щитка, снабженного мягкой подкладкой.

История подковы

Первые приспособления для защиты копыт появились в глубокой древности. Подошвы заливали смолой, а также делали «чулки» или «башмаки» из лыка и тростника, волокон других растений, кожи. Их закрепляли под щеткой над венчиком копыт ремнями или веревками, что нередко вызывало кожные заболевания. Да и сами «башмаки» были непрочны. В Древнем Риме и Греции использовались металлические пластинки. Они были снабжены кольцами, крючками, дужками или ушками для ремня или веревки и назывались гиппосандалиями. А настоящие современные подковы с гвоздями изобрели галлы приблизительно в III—IV вв. В Средние века подковы начали крепить к копытам специальными гвоздями — ухналями.

Ковочное дело развивалось долгие века — и на частном, и на государственном уровне. Так, в России государство стало заниматься этим после указа Петра I, выпущенного в 1715 г.

В настоящее время подковы и гвозди выпускаются на заводах по стандартам, причем их изготавливают не только из железа, но и из алюминия, пластика. Существует 13 размеров подков в зависимости от величины копыт. Подковных гвоздей насчитывается больше десяти типов, и каждому соответствует несколько размеров.

подковывание
Стандартную подкову производят из низкоуглеродистой стали. Она пластична, и потому ее можно подогнать на наковальне. У подковы среднего размера ширина примерно 22 мм, а толщина — 8 мм.

Искусство подковывания

Прежде чем подобрать для лошади подходящую подкову, необходимо измерить ее копыта. Обычно это делается так: ногу лошади ставят на кусок картона, обрисовывают форму копыта, а потом вырезают. По этому шаблону ранее выковывали индивидуальную подкову, сегодня же подбирают стандартную, чтобы затем подогнать.

Таким образом, не копыто подгоняют к подкове, а наоборот. Подпиливать большое копыто для маленькой подковы не следует — это может привести к избыточному давлению на копыто и воспалительному процессу. Ветви подковы должны быть немного длиннее копыта. Если они равны копыту, то со временем, когда истираются, становятся короче него. Некоторые подковы делаются с углублениями. Они позволяют лошадям с плоскими или выпуклыми копытами избежать ушибов подошвы, а также не дают копыту сдвигаться с подковы, если ноги поставлены неправильно. Но при этом копыто нужно правильно чистить.

Также необходимо тщательно шлифовать прикопытную поверхность подковы. В соответствии с природной формой копыт лошади подковы для передних копыт округлые, для задних — более вытянутые. Ортопедические подковы, которые служат для лечения болезней ног лошади или компенсирования недостатков копыт, имеют разнообразную форму.

подкова
Чтобы подготовить копыто к подковыванию, его надо очистить. С подошвы удаляют крошащийся рог, а со стрелки—отстающие кусочки рога. У неподкованной лошади сильнее стирается зацепная часть, а у подкованной — пяточные части копыта.
подковывание
Стенки копыта обрезают так, чтобы оно приняло форму, свойственную данной лошади. Его наружный край должен плотно прилегать к поверхности подковы.
подкова
У некоторых производителей существует разница между правой и левой подковами, что отмечается клеймом. В подкове различают две поверхности: верхнюю и нижнюю. Верхняя сторона делится на две части: наружную и внутреннюю. Внутренняя часть поверхности имеет наклон внутрь — бухтовку. Это необходимо, чтобы предохранить подошву от давления. Нижняя поверхность подковы плоская, и на ней в боковых частях делается гвоздевая дорожка. Гвоздевых отверстий чаще всего восемь, по четыре с каждой стороны.



Поделиться ссылкой