Ольденбургская порода — одна из наиболее старых теплокровных пород лошадей, верхово-упряжная, тяжелого типа. Напоминает английского гунтера—лошадь, выведенную специально для охоты — и одновременно несет черты чистокровной верховой. Ольденбургская лошадь рано взрослеет, долго живет и очень сильна. Благодаря этому порода пользуется заслуженной популярностью.
В Ольденбурге спортивное коневодство — главным образом дело частных владельцев, возможностей у которых зачастую больше, чем у государства. Работа с породой при этом контролируется обществом заводчиков. Молодых жеребцов подвергают тщательному отбору по экстерьеру, после чего помещают в государственный тренировочно-испытательный центр в Адельхайдорфе, неподалеку от города Целле. Здесь лошадей тестируют на темперамент, характер, работоспособность и спортивные таланты, а допускают к разведению только после успешного прохождения всех тестов.
Ольденбургская порода менялась со временем: если в XVII в. это были лошади для карет в стиле барокко, то в XIX в. уже разводили легких экипажных, в XX в. — тяжелых, мощных рабочих лошадей, а в настоящее время это верховые спортивные кони. Еще в XVI в. граф Ольденбурга Йоган XVI организовал множество конных заводов с целью разведения боевых лошадей. В основе породы лежали мощные фризские лошади. Его сын и наследник граф Антон Гюнтер, правивший в 1603—1667 гг., много сделал для развития породы. Он привозил неаполитанских, андалузских, английских, польских, берберийских лошадей, а производителем на его заводе был полукровный восточный жеребец Кренич. Граф любил выездку, и поэтому сумел получить породу, подходящую для нее. После его смерти графство на 100 лет перешло Дании, правительство которой специально породой не занималось.
Во второй половине XVIII в. ольденбургских кобыл скрещивали с арабскими, берберийскими и чистокровными верховыми лошадьми, кливлендской гнедой, йоркширской упряжной. К началу XIX в. к ольденбургской породе была прилита ганноверская, нормандская и англо-нормандская кровь. Она превратилась в сильную лошадь для перевозки артиллерийских орудий.
В 1820 г. в Ольденбурге было восстановлено государственное руководство коневодством и проведены первые испытания. С этих пор жеребцы-производители должны были получать официальное одобрение государства.
В XIX в. ольденбургская порода прославилась как легкая экипажная лошадь благодаря прилитию крови норфолкских и йоркширских упряжных жеребцов. В 1861 г. для ольденбургских лошадей ввели тавро в виде буквы О, увенчанной короной, а в 1897 г. были основаны два общества заводчиков. Произошло это потому, что в породе к тому времени сформировались два типа: северный — элегантный и южный — сельскохозяйственный, рабочий.
В 1923 г. общества ольденбургских коннозаводчиков объединились. Начавшаяся механизация требовала изменения подхода, и появился новый тип — универсальные, близкие к тяжеловозам, массивные лошади для сельского хозяйства, добронравные, с хорошими движениями.
В 1950-е гг., когда машины практически вытеснили лошадь, коннозаводчики переориентировались на разведение спортивных и прогулочных животных. После Второй мировой войны ольденбурская порода стала более легкой, подходящей для верховой езды, для чего были проведены повторные скрещивания с чистокровной верховой, тракененской и англо-нормандской породами. Сегодня она также используется как упряжная для экипажей, но очень хорошо показала себя в конкуре и выездке. В наши дни породу разводят на 40 конных заводах, а в год рождается около 5000 жеребят.