Сверхмассивные черные дыры

В центре большинства галактик скрывается чудище — черная дыра. Сверхмассивные черные дыры в миллионы или миллиарды раз массивнее Солнца, но сжаты примерно до размеров Солнечной системы и влияют на рост галактик. Размер черной дыры соотносится с размером балджа галактики, а это значит, что черные дыры — фундаментальные компоненты, и если они активизируются при столкновении галактик, то могут вызвать в них гигантскую вспышку энергии.

Еще с 1960-х годов, со времени открытия квазаров и активных галактических ядер, астрономы знали: в центрах галактик могут существовать гигантские черные дыры в миллионы или миллиарды массивнее одиночной звезды. В последнее десятилетие стало ясно, что черная дыра может таиться в любой галактике. В большинстве случаев черные дыры — спящие, в некоторых случаях они вспыхивают, когда в них вливается материя, пример тому — квазары.

Сверхмассивная чёрная дыра

Понять, есть ли черная дыра в центре галактики, можно несколькими способами. Первый — посмотреть на движения звезд вблизи ядра галактики. Звезды движутся по орбитам вокруг центра масс галактики, подобно планетам Солнечной системы и Солнцу. Их орбиты также следуют законам Кеплера: звезды ближе к центру галактики движутся по своим эллиптическим орбитам быстрее, чем те, что ближе к периферии. Средние скорости звезд показывают, сколько массы находится в центре. Чем ближе к центру удается произвести измерения, тем точнее можно прикинуть количество и величину массы, находящейся в пределах орбит внутренних звезд. Астрономы обнаружили, что звезды в центрах большинства галактик движутся слишком быстро, чтобы это объяснялось исключительно влиянием других звезд, газа и темной материи. Это очевидно при взгляде на доплеровские смещения спектральных линий от таких внутренних звезд. Быстрые движения звезд предполагают гигантские черные дыры в сердце галактики — в миллионы или миллиарды раз массивнее Солнца и сжатые до размеров Солнечной системы.

Центр нашей Галактики

У Млечного Пути в центре черная дыра. Центр Галактики лежит в созвездии Стрельца, вблизи радиоисточника Стрелец А. Астрономы проследили траектории десятков звезд вблизи него и из их движений извлекли явные свидетельства скрытой черной дыры. Больше десятилетия звезды движутся по своим орбитам, но, приближаясь к месту, где предположительно скрывается черная дыра, они резко проносятся вокруг этой точки, и их отбрасывает по вытянутым траекториям. Некоторые кометы в нашей Солнечной системе движутся по похожим крутым орбитам, проносясь мимо Солнца и замедляясь на ледяных окраинах Солнечной системы. Звезды центра Галактики показывают, что в сердцевине Млечного Пути есть нечто тяжелое, компактное и невидимое, с массой в четыре миллиона раз больше массы Солнца. Это нечто — сверхмассивная черная дыра.

Похожим образом радиоастрономы измеряют скорости ярких источников, населяющих центральные области галактик, — например, водяных мазеров: они испускают сильные радиоволны из-за возбуждения молекул воды. В нескольких галактиках существование массивной, компактной черной дыры было выявлено по вычисленным скоростям мазеров, которые подчиняются законам Кеплера.

Соотношение балджа и массы

До 2000 года сверхмассивные черные дыры в галактиках считались явлением необычным. В активных галактиках они явно присутствовали, были они и в некоторых неактивных, но на них обращали мало внимания. Все изменилось, когда астрономы смогли лучше разглядеть центры галактик через новые мощные телескопы и возникли методики определения скоростей звезд вблизи галактических центров. Скоро стало ясно, что черные дыры есть в любой галактике. Более того, масса черной дыры пропорциональна массе балджа галактики, в которой она расположена. Таков вывод из исследования сотен галактик, в котором астрономы измерили разброс скоростей звезд в центрах галактик, что указывает на массу в центре, и нанесли эти точки на график относительно массы балджа. Получилась корреляция практически один к одному.

Ученых эта явная тенденция изумила. Она не зависела от типа галактики, оставаясь верной и для эллиптических, и для спиральных. Это породило новые вопросы о соотношении разных классов галактик, упорядоченных в камертонную последовательность Хаббла. Балджи и эллиптические галактики не только были похожи по цвету и возрасту звезд в них — новая корреляция подсказывала, что эти структуры могли и сформироваться похожим образом. Казалось, диски и в самом деле были дополнительными элементами, которые можно заполучить или уничтожить, в зависимости от везения галактики при взаимодействии с другими.

Пропорции тоже удивительны: массы этих черных дыр все же составляют малую долю — менее 1 % — общей массы галактики. Следовательно, черная дыра не влияет на более широкое гравитационное поле галактики как таковое, но заметна лишь в ее непосредственной окрестности. Она как черная жемчужина в сердце галактики.

«[Черная дыра] учит нас, что космос можно смять, как листок бумаги, в крошечный комочек, что время может иссякнуть, как догоревший огонь, и что законы физики, которые мы почитаем как «священные», как неизменные, — совсем не таковы» Джон Уилер, «Геоны, черные дыры и квантовая пена: жизнь в физике» (2000)

Зародыши или останки?

Как могли сформироваться сверхмассивные черные дыры? Мы знаем, что маленькие черные дыры могут появиться, когда в конце своего жизненного цикла схлопываются массивные звезды: когда звезда прекращает гореть, она не может больше противостоять собственному тяготению и сжимается в плотную оболочку. Но как это происходит в масштабах в миллионы раз больших? Вероятно, сверхмассивные дыры — это останки первых звезд. Самые ранние звезды, возможно, были очень крупными и жили недолго, а потому быстро выдыхались и схлопывались. Скопление таких звезд могло стянуться воедино и образовать гигантскую черную дыру. Другой вариант — черные дыры в центрах галактик могли предшествовать звездам и, возможно, существовали во время или вскоре после рождения Вселенной. Не исключено, что черные дыры — зародыши галактик. Астрономы не знают ответа. Следующий вопрос — как черные дыры увеличиваются в размерах? Астрономы считают, что галактики растут через слияния, то есть поглощая меньшие и врезаясь в большие галактики. Но немного мы знаем галактик с явными двойными или множественными черными дырами внутри — даже в тех случаях, когда слияние произошло недавно. Это наводит на мысль, что центральные черные дыры быстро срастаются, но математические и компьютерные симуляции свидетельствуют об обратном. Поскольку черные дыры чрезвычайно плотны и сжаты, они ведут себя подобно бильярдным шарам, а не пластилину. И потому, если их столкнуть друг с другом, они скорее отскочат друг от друга, чем слипнутся. Это различие между теорией черных дыр и фактическими наблюдениями до сих пор остается большой загадкой.