В первые годы развития нейробиологии существовало мнение, что степень ума человека зависит от размеров его мозга — чем больше мозг, тем человек умнее. Некоторые с ослиным упрямством утверждали, что сами ученые-нейробиологи и другие подобные им университетские светила являются обладателями высочайшего интеллекта. Но так ли это на самом деле?
Идея о том, что интеллект носит наследственный характер, имеет долгую и неоднозначную историю. Несомненно, в развитии интеллекта есть генетический компонент, однако вопрос о том, достаточно ли только одного этого фактора, чтобы интеллектуальная мощь одного человека возвысилась над интеллектом других, остается без ответа.
Образование и воспитание, должно быть, также играют существенную роль. Как вы смотрите на то, чтобы начать измерять все эти факторы? Первым человеком, давшим жизнь подобной идее, был Фрэнсис Гальтон, специалист в области статистики и расист по убеждению, личность которого в XX веке вдохновляла фашистов.
Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина, был ярым защитником евгеники, теории о целенаправленном развитии человеческих рас с целью искоренения нежелательных признаков. Причем средства употреблялись такие же, как и в домашнем скотоводстве — людей, носителей желательных признаков, необходимо поощрять к размножению; а тех, у кого этих признаков нет, необходимо удалять из генетического пула.
Совершенно очевидно, интеллект и был тем самым желаемым признаком, поэтому Гальтон приступил к реализации обширной программы исследований с целью показать связь анатомии черепа человека (главным образом его размеров и формы) с его достижениями. Он стремился продемонстрировать, что размеры головы и мозга у великих мужчин (и по-своему великих женщин) больше, и они способны соображать с молниеносной скоростью. Однако гипотеза Гальтона оказалась несколько несуразной.
По логике Гальтона и других его сторонников, интеллект проявляется через достижения человека. А примерно в то же самое время в парижской больнице Сальпетриер, ведущем нейробиологическом центре мира, другой исследователь мозга чувствовал себя подавленным из-за отсутствия каких-либо достижений.
Его звали Альфред Бине. Это был психолог, работавший в больнице на общественных началах, без жалованья. (Он был очень богатым и просто не нуждался в зарплате.) И все его экспериментальные программы терпели безнадежное фиаско. Силы его были на исходе, поэтому в 1891 году покинул пост. После этого провала Бине приступил к новому проекту измерения черепов одаренных студентов Сорбонны, университета в Париже. На протяжении десяти лет результаты экпериментов совершенно обескураживали. Даже у самых блестящих студентов размеры головы были не больше, чем у прочих других.
«Идея измерения интеллекта путем измерения головы кажется нелепой», — пришел к выводу ученый. Вместо этого Бине придумал тест (первоначально предназначавшийся для детей), который должен был предсказать, кто добьется больших успехов в школе, а кто нет. Тест был готов к 1905 году, при его создании учитывались каждодневные практические задачи, такие как счет или определение формы. Чтение и навыки правописания преднамеренно не включались в тест.
До самой своей смерти в 1911 году Бине развивал свой тест для подростков и взрослых вместе с Теодором Симоном. Тесты Бине—Симона использовались в первую очередь в школах. Был придуман ряд последовательных вопросов, в котором каждый следующий был труднее предыдущего, чтобы на каждый вопрос могли предположительно ответить половина детей и взрослых определенного возраста. Поэтому тот пункт в тесте, с которого люди начинали давать неправильные ответы, и был индикатором их «умственного возраста», не всегда соответствующего (мог быть выше или ниже) их физическому возрасту.
Французский тест был переведен на разные языки, а в 1916 году Чарльзом Спирменом для Стэнфордского университета была разработана версия этого теста для использования в Северной Америке.
Спирмен перегруппировал систему баллов так, чтобы человек со средним интеллектом (когда его интеллектуальный возраст совпадал с его физическим возрастом) получал 100 баллов. Эта система, известная как шкала Стэнфорд—Бине, сегодня является самой распространенной в мире. Термин «IQ», означающий «коэффициент интеллекта», возник в 1920-х годах и фигурирует в сокращенном названии этого теста и в настоящее время.
Людей, имеющих самый высокий IQ (их на планете всего 2%), приглашают в международный клуб Менса. Членами этого клуба являются 121 000 человек по всему миру, и не нужно иметь очень высокий IQ, чтобы догадаться, что бóльшая часть людей, достойных оказаться в этом клубе, на самом деле в нем не числится. Более юные члены Менсы умнее тех, кто старше. Это происходит потому, что мы все так или иначе становимся умнее. И тест нуждается в постоянном обновлении, чтобы средний коэффициент оставался на уровне 100.