Речевой этикет

Золотое правило этикета в целом — и речевого этикета в частности — гласит, что поступать по отношению к другим нужно так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Поэтому вежливая речь должна быть такой, чтобы вам самим хотелось ее слышать.

общение

Ключевые принципы речевого этикета — это уместность, точность, краткость и правильность; при этом речевые формулы стоит отбирать в соответствии с ситуацией, статусом собеседника и близостью знакомства с ним. Как говорится, краткость — сестра таланта: всегда надо следить за тем, чтобы выражать свои мысли максимально кратко, но без потери смысла и в соответствии с правилами русского языка. Основными принципами вежливого общения должны быть доброжелательность и стремление сделать общение максимально продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех его участников.

Особенности этикета

Речевой этикет предписывает, как следует вести себя воспитанному человеку в различных речевых ситуациях. Первая из них — это ситуация установления контакта (приветствия). В русском языке главное слово для нее — «здравствуйте». Его синонимы — это архаичное «приветствую вас» или более душевное «добрый день (утро, вечер)». Удачное приветствие — это залог хорошего общения, поэтому надо стараться сделать его максимально искренним и позитивным. Иногда общение можно начать при помощи средств привлечения внимания — таких слов, как «позвольте/разрешите обратиться», «простите», «извините» и добавления к ним фразы, объясняющей суть вашего дела к конкретному человеку.

общение

Отдельная речевая ситуация — это представление нового человека. Оно оформляется такими слово сочетаниями, как «позвольте вам представить», «знакомьтесь, пожалуйста» или «разрешите вам представить». Тот, кто представляет другого, дает ему краткую характеристику — имя, отчество и фамилию, должность, место работы, а также называет какую-либо особенно примечательную деталь, касающуюся нового человека (конечно, при ее наличии).

Те, кто знакомятся с ним, по правилам речевого этикета должны не только представиться в ответ, но и сказать положительные слова: «рад познакомиться» или «очень приятно».

Итак, когда знакомство по всем правилам приличия состоялось, наступает время для непосредственного общения. Частые его элементы — это приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказы. Речевой этикет устанавливает правила для каждой из этих ситуаций.

общение

В целом, приглашения, предложения и просьбы в чем-то похожи: говорящий в каждой из этих речевых ситуаций немного снижает собственный статус — а значимость собеседника, напротив, подчеркивает. В приглашениях традиционно используется такая конструкция, как «имею честь пригласить», для предложений и просьб — «прошу», «будьте любезны», «пожалуйста». Украсить их можно словами о ваших чувствах к приглашенному: «будем рады/счастливы видеть вас» или «с удовольствием предлагаем вам». Просьба — это речевая ситуация, в которой говорящий принижает собственную роль сильнее всего; но делать это слишком сильно — моветон. Традиционные слова, «оформляющие» просьбу, — «прошу вас» или «не могли бы вы». Что касается согласия и отказа, то в этих ситуациях речевой этикет предписывает говорящему вести себя по-разному. Соглашаться лучше лаконично, а вот отказывать — со смягчающими и мотивирующими формулировками в духе «к сожалению, вынуждены ответить отказом на ваше предложение, так как в данный момент…».

Если правильное начало общения важно для того, чтобы оно состоялось и было продуктивным, то его завершение по всем правилам приличия наверняка запомнится собеседникам и оставит у них хорошее впечатление о вас. Традиционные слова при прощании мы все знаем с детства: «до свидания», «до встречи», «прощайте». Но их вполне можно расширить и дополнить, к примеру, словами благодарности за потраченное на общение время и совместную работу, выражением надежды на продолжение сотрудничества или какими-либо напутствиями. Также хорошее впечатление на собеседника наверняка произведут такие фразы, как «было очень приятно с вами пообщаться». Однако подобные обороты следует произносить максимально искреннее и с чувством, чтобы в них был подлинный смысл. В противном случае, ваше прощание вряд ли оставит позитивный эмоциональный отклик в памяти собеседника.

Как обратиться к человеку?

Одна из самых сложных ситуаций речевого этикета — это обращение. Порой бывает непросто правильно подобрать слова, чтобы обратиться к человеку. Универсальными сегодня считаются обращения «господин / госпожа», однако они пока не всегда хорошо приживаются из-за негативных коннотаций советского времени. Конечно, лучшее обращение (если оно возможно) — по имени или имени и отчеству. Наихудший вариант — исполь зование таких слов, как «девушка», «женщина» или «мужчина».

общение

В профессиональном общении допустимо обращаться к человеку по должности — к примеру, «господин директор». Речевой этикет призван обеспечить комфорт в общении — исходя из таких соображений и следует выбирать слова при обращении к кому-либо. При этом они ни в коем случае не должны указывать на какие-либо личные характеристики человека — к примеру, пол, возраст, национальность или веру. Классическая дилемма любого общения с новым человеком состоит еще и в том, как именно — на «ты» или на «вы» — следует к нему обращаться. Деловое общение, как и контакты с малознакомыми людьми, предполагают общение на «вы». На «ты» к собеседнику допустимо обращаться в рамках дружеского и бытового общения.

Правила речевого этикета для частных речевых ситуаций

В современном речевом этикете есть правила не только для общих, но и для частных речевых ситуаций. Особняком среди них стоят правила поздравления и благодарности, для которых в русском языке существует большое количество различных речевых форм — от простых «благодарю» и «спасибо» до «бесконечно признателен» и «премного благодарен».

на празднике

За большую услугу или подарок к словам благодарности можно добавить дополнительные теплые слова — «очень приятно», «я тронут» или «вы так добры». Что касается поздравлений, то их вариантов может быть огромное количество. Используйте фантазию и найдите способ подчеркнуть как значимость повода торжественного мероприятия, так и достоинства того, кого вы поздравляете. Не забудьте добавить к вашему поздравлению пожелания — и избегайте в нем шаблонности.

Еще один позитивный элемент речевого этикета — это одобрения и похвалы. По сути, комплименты — это своеобразные словесные «поглаживания», эффективный и надежный инструмент установления хороших отношений. Но говорить их — это целое искусство, ведь тут легко удариться в лесть. Вся разница — в степени преувеличения достоинств: комплимент — это небольшое преувеличение правды. Речевой этикет русского языка гласит, что комплименты должны относиться к людям, а не к вещам. Поэтому сказать «Как вам идет это платье» будет неправильно, чего никак не скажешь о фразе «Как вы прекрасны в этом платье». В целом же хвалить людей можно за самые разные вещи: умения, черты характера, результаты работы и чувства.

Помимо элементов речевого этикета, связанных со светлыми и позитивными моментами, есть и те, что относятся к более сложным вещам — к примеру, соболезнованиям, сочувствию и извинениям. В драматических и трагических ситуациях всегда стоит выражаться искренне. При этом по правилам приличия сожаление и сочувствие стоит дополнять подбадривающими словами — к примеру, «сочувствуем вам в связи... и искренне надеемся, что...». Вообще же соболезнования приносятся только по действительно трагическим поводам, в них будет вполне уместно сказать о своих чувствах и предложить помощь.

Автор: А.Стейнерт




Поделиться ссылкой