Водительский этикет

Сегодня автомобили — неотъемлемая часть нашей жизни. Конечно, основа управления ими — это ПДД. Но существуют и неписаные правила поведения для автолюбителей, водительский этикет. Те, кто ему следует, вызывают уважение у окружающих на дороге, которые понимают, что перед ними — культурный человек.

за рулем

Особенности этикета

В западных странах о социальном статусе человека во многом судят по автомобилю, на котором он передвигается. Согласно правилам этикета, тот, кто получил повышение по службе, обязан обзавестись и более дорогим и престижным автомобилем. Порой работодатель даже может выдать для этих целей специальный кредит, заботясь об имидже компании. С другой стороны, целенаправленно покупать дорогостоящее авто для демонстрирования своей финансовой состоятельности считается моветоном. К примеру, женам состоятельных мужчин не стоит ездить к себе на работу на Ferrari, хотя и пересаживаться на Lada Kalina тоже не обязательно. Для поездок на любую работу (даже если она — не более, чем хобби) оптимальным вариантом считается автомобиль гольф-класса, пускай и премиального сегмента.

Автомобильный этикет начинается с посадки в машину по всем правилам приличия. Водитель мужчина должен открывать дверь пожилому человеку или женщине; ей также следует подавать руку, чтобы даме было удобнее разместиться в машине. Когда автомобилист возвращается на свое место, он обходит машину спереди так, чтобы пассажир его видел. Если же за рулем автомобиля женщина, то ей следует открывать дверь лишь пожилым людям.

за рулем

Как садиться в машину, мужчина решает сам; женщине, в свою очередь, принято вначале усаживаться, а затем поднимать ноги (при высадке — наоборот). Поскольку пассажиры — это гости автомобиля, каждый из них может выбрать место посадки себе по вкусу. Однако водитель, как хозяин, вправе предложить собственную схему рассаживания в своей машине. Согласно этикету, переднее место рядом с водителем — самое почетное из всех, следующее по престижности то, что находится от него по диагонали. Соответственно, наименее престижным считается место позади водителя. При этом водительский этикет диктует и то, что при рассадке в машине стоит принимать во внимание пол и возраст пассажиров: к примеру, если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами садится теща, по диагонали — тесть, а жене достается место позади вас.

Однако все эти правила относятся лишь к личным автомобилям: у служебных машин и такси иной этикет. В этих случаях наиболее престижное место — по диагонали от водителя; причин этому несколько. Во-первых, справа удобнее осуществлять посадку и высадку, во-вторых, пассажир, сидящий сзади, может до упора отодвинуть переднее сиденье, чтобы ему было удобнее сидеть. Следующее, второе по престижности место находится за водителем; сидящие рядом пассажиры могут во время поездки вести беседу. А переднее пассажирское место в такси и служебных машинах либо свободно, либо достается охране. Именно поэтому во многих странах таксисты давно привыкли к тому, что рядом с ними вообще никто не садится. В России же пассажир, который садится позади таксиста, как бы дает ему понять, что не намерен во время поездки вести диалог.

В идеальных условиях к конкретному автомобилю следует специально подбирать одежду: к примеру, для больших внедорожников не подходят классические костюмы. Эти машины изначально создавались для активного отдыха, поэтому с ними хорошо сочетается повседневный (casual) стиль одежды. А седан бизнес-класса, напротив, подразумевает наличие строгого костюма: ездить в такой машине в фитнес-клуб, надев шорты и кеды — моветон. Для этого куда уместнее спортивный автомобиль.

на внедорожнике

Вполне понятно, что большинство людей не может позволить себе владение несколькими машинами, поэтому лучше всего остановить свой выбор на универсальном автомобиле гольф-класса. Но и здесь есть свои нюансы: для поездок на службу в костюме лучше подойдет седан, а если строгого дресс-кода нет — можно позволить себе хэтчбек или кроссовер.

На дороге с давних пор существуют неписаные, но принятые между водителями правила поведения. Главное из них — это «УДД» или «Уступи дорогу дураку», правило, актуальное всегда. Вы находитесь за рулем и видите лихача? Пропустите его, если он попытается вас обогнать, тем самым обезопасив себя от возможной аварийной ситуации. Водитель впереди не дает обогнать его? Откажитесь от этого маневра.

Наконец, если вы, двигаясь по главной дороге, заметили машину, которая никак не может выехать на нее, пропустите этого водителя. Наверняка он испытывает те же чувства, что и вы в ситуации, когда никак не можете выехать на главную из двора собственного дома. Будьте уверены — вас поблагодарят за такое на языке «Азбуки световой сигнализации». Она чем-то похожа на азбуку Морзе, с той лишь разницей, что ее сигналы подаются с помощью света фар и звуковой сигнализации. Знакомые с «Азбукой» водители, знающие все «правила хорошего тона» на дороге, имеют куда меньше шансов попасть в неприятные ситуации, чем другие участники дорожного движения, далекие от водительского этикета.

за рулем

Первый раздел «Азбуки» связан с выражением благодарности на дороге. Благодарить можно за разные вещи: к примеру, если водитель пропустил вас на трассе или в городе, дал обогнать, позволил выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда. В этих случаях выразить благодарность другому автомобилисту можно, пару раз «моргнув» аварийной световой сигнализацией, щелкнув вначале левым, а затем правым сигналом поворота или подняв от руля руку ладонью к лобовому стеклу (последнее используется для водителей встречных машин, к примеру, предупредивших об опасности). Конечно, порой на дороге попадаются не только вежливые автомобилисты, но и водители-грубияны.

Выразить им свое недовольство можно при помощи коротких звуковых сигналов: один сигнал — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — ругань. Еще один способ показать свое возмущение — это многократное мигание дальним светом. Правда, некоторые автомобилисты идут дальше: они просто обгоняют машину обидчика и либо притормаживают, либо полностью останавливаются перед ней. Однако, стоит учесть, что на дорогах полно нервных воителей, а потому последствия таких маневров могут быть самыми непредсказуемыми.

Следующий раздел «Азбуки световой сигнализации» очень важен, ведь он посвящен информированию окружающих о том, что впереди на дороге имеется опасность. К примеру, включив аварийную сигнализацию, вы тем самым покажете водителям позади вас, что впереди имеется опасность, не обозначенная дорожными знаками — от затора или ДТП до ремонта проезжей части. Еще один способ предупредить об опасности автомобилиста, находящегося в машине позади, — несколько раз нажать на педаль тормоза; на водительском языке это означает «держи дистанцию».

за рулем

Что касается встречных машин, то предупредить их, к примеру, о сотрудниках ДПС можно двумя кратковременными включениями дальнего света.

Иногда возникают ситуации, когда встречный водитель ночью слепит вас дальним светом или противотуманными фарами: тогда можно попросить его переключится на ближний свет. «Оформить» такую просьбу можно, либо на короткое время включив дальний свет фар, либо 2-3 раза «моргнув» ближним светом. При этом стоит помнить о том, что, если вы сами решили обогнать автомобиль в ночное время, то перед маневром стоит переключить дальний свет фар на ближний, совершить маневр и лишь тогда вновь переключиться на дальний свет.

В водительской «Азбуке» есть и раздел о том, как попросить уступить дорогу: делается это при помощи одного длинного сигнала дальнего света, иногда — с добавлением длительного звукового сигнала. Последний чаще всего применяют на трассе в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, оказавшись на встречной полосе, водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы разъезд завершился благополучно. Если же вас просят уступить дорогу, а вы по каким-то причинам отказываетесь это делать, то сообщить об этом другому водителю можно, либо максимально уменьшив расстояние, необходимое другой машине для маневра, либо уменьшив дистанцию до впереди идущей машины, тем самым не позволяя встроиться между вами.

В то же время водители, которых собираются обгонять, могут из вежливости подсказать тем, кто находится позади, когда стоит и не стоит идти на обгон. Если ситуация позволяет совершить такой маневр, нужно включить правый поворотник (возможно, дополнительно притормозить). Кстати, левый поворотник, включенный у водителя, который совершил обгон, но пока не вернулся на свою полосу — это знак для окружающих (к примеру, движущихся за обгоняемым грузовиком машин), что впереди на полосе встречного движения свободно и можно последовать его примеру и также совершить обгон.

за рулем

Если же вы едете впереди и вам видно, что дорожная обстановка не располагает к тому, чтобы вас обгоняли, включите левый поворотник. Также можно кратковременно зажечь тормозные огни — так часто делают дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка впереди. Другие варианты — переменное включение правого и левого поворотников вкупе со стоп-сигналами, высовывание левой руки ладонью назад или при открывании левой двери.

Отдельно в водительской «Азбуке» говорится о том, как водитель может предупредить, что выходит из машины. Во-первых, допускается приоткрыть левую дверь и слегка покачать ей, во-вторых, можно приоткрыть дверь и повернуть голову назад, в третьих — включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

Наконец, водительский этикет предписывает, каким образом водителю можно попросить о помощи. Если нужно горючее, автомобилист встает у дороги с канистрой (или ведром) и шлангом / выставляет вперед кулак с опущенным вниз большим пальцем. Если необходима буксировка, можно встать у дороги с тросом, требуется замена колеса — с колесом или домкратом. В случае, когда водителю требуется техническая помощь, он встает у открытого капота или багажника с поднятой рукой, а если нужна медицинская помощь — показывает скрещенными руками знак «Х».

Вот и все основные правила водительского этикета. Если соблюдать их наравне с правилами ПДД и быть взаимно вежливыми на дорогах, то путь, куда бы он ни лежал, наверняка будет счастливым.

Водитель — это «властелин» автомобиля. Однако правила этикета не позволяют делать ему все, что заблагорассудится. Прежде, чем открыть окно, включить радио или закурить даже в личном автомобиле, тот, кто находится за его рулем, должен узнать, не будут ли против окружающие. А пассажиры, если они хотят поболтать, должны поинтересоваться у водителя, не будут ли их разговоры отвлекать его от дороги.

Водитель

Вообще, в дороге, из соображений безопасности, недопустимы выяснения отношений, разговоры на повышенных тонах или касающиеся каких-либо сложных вопросов, отвлекающих того, кто ведет машину. Водитель — главный человек в автомобиле, вне зависимости от того, личный это транспорт или такси, поэтому указывать ему, куда и как ехать, считается моветоном. Единственное исключение — вопросы безопасности: если пассажира тревожит слишком высокая скорость движения, он вправе попросить водителя снизить ее. Также вполне допустимо попросить таксиста переключить музыку с шансона на что-то другое.

Автор: А.Стейнерт




Поделиться ссылкой