Фрейд и другие: психоаналитическая теория личности

«Я сам свое небо, я сам свой ад»
Фридрих Шиллер

Наверное, никто не будет спорить, что в области психоанализа (так же как и в психологии, и в психиатрии, и в любых других отраслях, изучающих человека и общество) одним из важнейших понятий следует признать понятие «личность». Но каково наполнение этого понятия? Что, собственно, мы имеем в виду, говоря о личности? И как она формируется?

Личность, что ты такое?

Конечно, психоаналитик не может ограничиться рассмотрением личности как физического объекта — тела. Если говорить о двух основных взглядах на это определение, то чаще мы имеем в виду личность как «совокупность наблюдаемого» либо личность прежде всего как внутреннюю жизнь. То есть для психоаналитика личность — это сумма всех черт, имеющих значение для исследователя: эмоции, характер, особенности восприятия, комплексы, поведение... Но ведь человек и сам осознает себя как личность, то есть стремится идентифицировать себя («я женщина», «я россиянин», «я художник» и так далее).

Философ и психолог Уильям Джеймс в конце XIX века заявлял, что личность состоит из трех элементов: физического (тело, организм), социального (то, как человек проявляет себя в обществе, какую роль в нем играет) и духовного. Много внимания он уделял взаимосвязи личности и среды, а также инстинктам и эмоциям. Бихевиористы (от англ. behavior — поведение) представляли поведение человека и животного в основном как совокупность реакций на стимулы внешней среды. К таким исследователям можно отнести Джона Бродеса Уотсона и нашего соотечественника Ивана Петровича Павлова. Религиозная трактовка ставила во главу угла противоречие между бренным, грешным телом и бессмертной душой.

Уильям Джеймс, фото ок. 1903
«Каждый из нас может быть дикарем или святым. Хорошего человека отличает от плохого его выбор» Уильям Джеймс, фото ок. 1903

Психоанализ предложил новый путь. Теории Зигмунда Фрейда, его сторонников и последователей вывели на первый план не природные инстинкты и рефлексы и не прекрасную эфемерную душу, а темную, иррациональную сторону человека, ведь ядром психоанализа является именно учение о бессознательном.

«Общество деградирует, не получая импульсов от отдельных личностей. Импульс деградирует, если не получает сочувствия общества» Уильям Джеймс

По Фрейду, основой структуры личности является уже рассматривавшаяся нами триада «Оно — Я — Сверх-Я». Мы никуда не можем деться от этого, данные силы, действующие на нас, не нами созданы и не в наших силах от них отказаться. Более того, благодаря наличию иррационального, подспудного «Оно» отношения личности и общества всегда будут конфликтными, а социализация человека — то есть превращение его в приемлемого члена общества — всегда протекает насильственно. Защитными механизмами являются вытеснение, замещение, сублимация... Они не дают человеку сорваться в бездну отчаяния и не позволяют чрезмерно скапливаться энергии, провоцирующей неврозы. Основное желание личности — по максимуму удовлетворить свои влечения и минимизировать наказание за это, минимизировать внутренний конфликт. На поведение личности, с точки зрения Фрейда, более всего влияют именно подсознательные мотивы, что «прорываются» наружу в виде снов, оговорок, а подчас и действий, которые, на первый взгляд, невозможно истолковать. Но психоанализ позволит нам разобраться в этих личностных проявлениях.

Карл Густав Юнг в целом не возражал против структуры, предложенной Фрейдом, но существенно доработал ее. По Юнгу, личность состоит из «Эго» («Я»), которое позволяет нам осознать себя, ощутить себя как некое «законченное произведение» (имя, профессия, вкусы, возможности), личного бессознательного (конфликты и комплексы), коллективного бессознательного (архетипы). Целью же развития личности, согласно концепции Юнга, является «обретение самости», формирование неповторимого индивида, реализованной личности.

Понятие «личность» в разные времена трансформировалось, вернее, в это понятие вкладывали разный смысл в зависимости от доминирующих социальных и культурных условий. Например, в средневековой философии личность воспринималась как подобие божие, а в философии романтизма личность в первую очередь герой-индивидуалист.

Помимо уже упоминавшихся «экстравертной» и «интровертной» установок Юнг выделял в числе возможных структур личности несколько типов в зависимости от доминирующей функции.

Основных функций, по его мнению, было четыре:

  • мышление — то, что позволяет формировать понятийные связи;
  • чувство — в основном это оценочные суждения и способность принимать либо отвергать происходящее;
  • ощущение — работа органов чувств;
  • интуиция — восприятие бессознательным путем.

В зависимости от того, какая функция доминирует у индивида, выделяются следующие типы личности: чувственный, мыслительный, ощущающий и интуитивный. При этом каждый из них может быть склонен как к интровертности, так и к экстравертным проявлениям. Естественно, в чистом виде эти типы практически не встречаются, поэтому могут быть такие варианты, как, например, мыслительный (с дополнительной функцией ощущения), интуитивный (с дополнительной функцией мышления) и так далее.

Иван Павлов, фото ок. 1900
«Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложнейшая и тончайшая система. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным» Иван Павлов, фото ок. 1900

В XX столетии схожие теории о структуре личности появляются как в рамках психоанализа, так и в русле общей психологии и психиатрии; ничего удивительного, ведь психоанализ по сути есть боковой побег от двух последних направлений.

Согласно философии персонализма, личность признается главной духовной ценностью. Ее непременные атрибуты: воля, чувства и разум.

Чем дальше в лес... Тем больше теорий

В середине XX века многие исследователи ставили знак равенства между понятиями «личность» и «характер». Основой для этого стала популярная тогда книга Г. Рорахеса «Краткое введение в учение о характерах», где рассматривались разнообразные «слои», или особенности, которые могут выступать в характерах разных людей как более, так и менее выпукло. Например, один человек не испытывает страха перед выступлениями на публике, тогда как для другого подобное выступление может оказаться практически невыполнимой задачей.

В 1960-х годах немецкий психиатр Карл Леонгард ввел понятие «акцентуация» (характера либо личности). Так стали обозначать чрезмерное усиление отдельных черт, которое обусловливает повышенную уязвимость к внешним воздействиям. Например, выделяли такие типы акцентуаций, как тревожный (чрезмерно боязливый и покорный), гипертимный (безудержно деятельный, неугомонный), застревающий (подозрительный, тщеславный, злопамятный) и так далее.

Естественно, любая акцентуация может как сослужить добрую службу, так и привести, например, к профессиональному краху. Скажем, личность с гипертимной акцентуацией может быть бесценна при необходимости подготовить сценарий городского праздника, но потерпит сокрушительное фиаско, если ее заставить, например, систематизировать архив.

Худ. Тициан. Любовь небесная и любовь земная. Ок. 1514
С точки зрения фрейдизма практически любое чувство или переживание амбивалентно, то есть может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус (Худ. Тициан. Любовь небесная и любовь земная. Ок. 1514)

Во второй половине 1950-х годов начала формироваться так называемая когнитивная психология (от лат. cognitio — знание). Это направление основано на признании сходства процессов в памяти вычислительного устройства и в психике человека. Но это направление знаменует собой скорее отход от психоанализа, нежели возвращение к нему, и находится ближе к нейробиологии.

Что же касается фрейдистской модели личности, то она не утрачивала своей популярности и не переставала быть объектом дискуссий.

В частности, психоаналитик Эрик Эриксон (1902-1994), взяв за основу стадии психосексуального развития человека, описанные Фрейдом, предложил собственную систему. Он считал, что развитие человека продолжается всю жизнь и на каждой стадии личность сталкивается с определенным конфликтом. Например, первый этап — от рождения до годовалого возраста. В это время возникает конфликт между доверием и недоверием (ребенок знакомится с ощущениями, которые дает окружающий мир). Второй этап — от одного года до двух лет, конфликт между «автономностью» и сомнением: ребенок начинает осознавать себя как нечто отдельное от матери. И так далее. Всего у Эриксона таких стадий восемь.

Психоаналитик Карен Хорни (18851952) считала, что основой мотивации личности на пути к развитию служат тревога и стремление к безопасности; в итоге личность встает на путь самореализации и самосовершенствования.

В середине ХХ века английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, имевший опыт работы с трудными подростками и в годы Второй мировой войны работавший военным психиатром, стал одним из основоположников «теории привязанности», согласно которой для успешного развития личности необходимо, чтобы в детские годы личность установила прочные эмоциональные отношения как минимум с одним значимым взрослым.

О структуре личности и путях ее становления писал уже упоминавшийся Хайнц Кохут, с точки зрения которого личность познает свое «я» с помощью другого человека.

Фрейдистская теория личности оказала влияние и на тех ученых, которые, строго говоря, ни к фрейдизму, ни к неофрейдизму не имели отношения. Так, Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970), создатели «гуманистической психологии», считали, что основной компонент формирования личности — это так называемая «Я-концепция», которая может сформироваться только в процессе взаимодействия с окружающим социумом. В отличие от последователей Фрейда, «гуманисты» отрицали иррациональную основу природы человека. Но идеи Фрейда были настолько популярны и известны, что зачастую использовались и для доказательств от противного.

Одним словом, понятие личности и его прочтение разными школами психологии и психоанализа невероятно многогранны.




Поделиться ссылкой