Личность и общество

«Мы» большое и малое

Государства, нации, партии, социальные классы и другие крупные устойчивые общности людей называются большими группами. В них входят тысячи человек, большинство из которых не знакомы друг с другом. Группы, объединяющие от 2—3 до 20—30 человек, занятых одним делом и непосредственно общающихся друг с другом, называют малыми группами. К таким группам относят друзей, дворовую компанию, соседей, класс, спортивную команду и, конечно, семью. Малую группу отличает территориальная общность (соседи) или общность занятий, норм поведения, интересов.

Формальными малыми группами называют объединения людей в рамках официальных организаций, например предприятий или школ. К таким группам можно отнести рабочий коллектив или школьный класс. Задачи и цели для таких групп задаются организациями, в которые они входят, и объединены они только для решения этих задач. Неформальные малые группы возникают сами собой на базе общих личных интересов участников.

Референтные и нереферентные группы

По степени влияния на личность малые группы делятся на референтные и нереферентные. Представьте, что некоего Вову родители заставили ходить в музыкальную школу. Вова, однако, разделяет мнение мальчишек во дворе, что музыка — это «занятие для девчонок» и гораздо полезнее научиться забивать голы. Музыкальный класс и дворовые мальчишки — это две малые группы, в которые входит Вова, но взгляды одноклассников по музыкальной школе ему чужды, а позиция приятелей со двора близка и понятна. Вова хотел бы быть таким же, как ребята во дворе. Для него, как и для них, один Пеле стоит ста Моцартов. Когда дети из музыкального класса упрекают его за то, что он не знает Бетховена, Вове это безразлично, так как во дворе никто не знает Бетховена. Но своим приятелям Вова стыдится сказать, что не видел последний матч, потому что увлекся изучением нотной грамоты. Для Вовы дворовая компания является референтной группой, то есть группой, в которой он находит образцы для подражания, мнение и нормы поведения которой он разделяет. Музыкальный класс для Вовы — нереферентная группа, ее интересы для него безразличны. Если бы существовала организация врагов футбола, она бы стала для Вовы и его приятелей антиреферентной группой, то есть группой, поведение и взгляды которой для них категорически неприемлемы и вызывают резкое осуждение.

Один за всех и все за одного

Каждый член группы занимает в ней определенное место, это положение характеризуется несколькими понятиями. Позиция — это официальное положение человека в группе, например должность. Статус — это степень авторитетности, влияния человека на других членов группы. Статус не всегда может соответствовать позиции: например, староста в классе далеко не всегда пользуется должным уважением одноклассников, тогда как слово озорника с последней парты иногда бывает очень веским. Реальный статус члена группы может не совпадать с внутренней установкой, т.е. с тем, как этот человек представляет себе свое положение. Одни переоценивают свое влияние на окружающих, другие — недооценивают его.

Важна роль человека в группе. Под ролью понимается норма поведения, принятая человеком и ожидаемая от него другими членами группы. Иногда роль соответствует должности — например, начальник исполняет роль лидера. В других случаях член группы может избрать роль вне зависимости от своей позиции. Роль может быть даже навязана группой (роль шута, роль дамского угодника, роль козла отпущения).

Чем больше общего у членов малой группы, тем она более сплоченная. Отношения между членами группы называют межличностными. Фон отношений в эмоциональном и нравственном плане называют психологическим климатом группы. Правила поведения, принятые в группе, называют групповыми нормами.

В группе складываются несколько типов отношений. Официальные отношения соответствуют официальным правилам, утвержденным для данной группы. Пример: отношение «начальник — подчиненный». Неофициальные отношения складываются под влиянием личных интересов, симпатий и антипатий и не зависят от официальных. Деловые отношения касаются только вопросов, связанных с совместной деятельностью; личные отношения складываются независимо от выполняемой работы. Рациональные отношения основаны на объективных оценках знаний друг о друге. Эмоциональные отношения касаются только личного восприятия.

«Я знаю, он отличный специалист...» — рациональное отношение; «...но он мне не нравится» — эмоциональное отношение.

Коллектив — это сплоченная группа, в которой хороший психологический климат, развитые деловые и личные отношения, четко распределенные обязанности. В коллективе есть лидер, которого все уважают, и каждый участник имеет возможность развиваться как личность. Деятельность коллектива эффективна, ее результаты полезны не только для членов этой группы, но и для многих других людей. В хорошем коллективе люди дополняют друг друга. Коллектив легче справится с поставленными задачами, чем люди, не объединенные в коллектив.

Коллектив

Всегда ли хорошо быть вместе

В значительной мере личность — плод влияния множества больших и малых групп. Именно под влиянием групп людей (особенно референтных групп), в которые мы входим на протяжении жизни, складываются интересы, представления о добре и зле, формируется характер.

Для формирующейся личности группа — это зеркало, в котором человек видит свое отражение в восприятии других людей. Получая групповую оценку своих действий, личность корректирует свое поведение. В группе всегда найдутся люди, обладающие большими знаниями и готовые ими поделиться. Чем в большее количество разнообразных групп человек входил на протяжении жизни, тем больше он обогащался духовно. Близкое и продолжительное общение с другими людьми обогащает наш опыт, позволяет отрабатывать приемы общения, учит понимать окружающих.

Есть немало и отрицательных сторон группового воспитания. В группе человек всегда испытывает на себе давление окружающих. Далеко не всякий может или хочет противостоять этому давлению. Умение приспосабливаться к окружающим, уступать общему мнению называется конформизмом.

Конформизм не однозначен. С одной стороны, плохо всегда «прогибаться» под окружающих, поступаться своими убеждениями, если они отличаются от убеждений большинства, действовать по принципу «я как все». Так можно отучиться самостоятельно принимать решения, отстаивать свои интересы.

С другой стороны, нет такой общности, где все бы имели одинаковые убеждения и принципы. Всегда в чем-то человек не сходится с мнением большинства. Получается, тогда надо вечно спорить и ввязываться в конфликты? Человек, действующий таким образом, не уживется ни в одном коллективе.

Вывод прост — надо найти «золотую середину». В мелочах можно и уступить, когда-то лучше промолчать, а иногда стоит убедить окружающих в своей правоте. По-настоящему бороться за свою точку зрения нужно лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение и другой исход абсолютно неприемлем. Это и называют «здоровым конформизмом». Будучи членом коллектива, следует уважать его членов и заботиться о целостности своей личности, не позволить подчинить свою волю и свои убеждения коллективной воле и убеждениям.

В группе есть проблема разделения ответственности. Ее можно рассмотреть на следующем примере. Группа подростков разбила чужую машину. Каждый из этих подростков в отдельности не решился бы на это, но вместе они разделили ответственность за этот поступок, и на совести каждого осталась лишь незначительная ее доля. Принять какое-либо решение совместно проще, чем взять ответственность только на себя. Люди, привыкшие принимать коллективные решения, менее самостоятельны.

Толпа - общность безликих

Наиболее ярко отрицательное влияние группы на личность проявляется на примере толпы. Толпой в психологии называют большую неорганизованную общность людей. В толпе на первый план выходят низменные, скрытые проявления человеческой природы.

Каждый человек в толпе теряет свойства личности, так как он никому из рядом стоящих не известен и не интересен. Он становится анонимным — не Иванов или Сидоров, которого любят в семье и уважают на работе, а просто «человек из толпы». Это делает каждого более безответственным. В толпе человек перестает отдавать себе отчет в своих поступках, теряет способность анализировать ситуацию. Утрачивая самоконтроль, он больше наблюдает за развитием ситуации, за поведением окружающих, заражаясь возбуждением толпы.

Эти факторы делают среднего человека в толпе более доверчивым, агрессивным и ожесточенным. Чтобы заставить что-либо сделать отдельного человека или небольшую группу людей, надо привести убедительные доводы. Чтобы сдвинуть с места толпу, достаточно привести ее в возбуждение сильными высказываниями, затрагивающими интересы большинства. О разумности и убедительности аргументов можно не беспокоиться. Этими свойствами толпы пользуются революционеры, политики и общественные деятели.

Подобный эффект наблюдается и во время массовых мероприятий, например на эстрадных концертах. Представьте, что вы попали на выступление юмориста. Публика хохотала над его шутками, вам тоже было очень смешно. Но если потом вы просмотрите запись его выступления, вы уже не будете так хохотать. Дело в том, что причина вашего смеха была не только в шутках артиста — вы заражались весельем окружающих.

От улыбки станет всем светлей...

Одна из основных потребностей человека состоит в том, чтобы его замечали, уделяли внимание. Причем эта потребность так высока, что у каждого народа есть традиции отмечать присутствие другого человека. Чаще всего это какая-то форма приветствия. Поздороваться, увидев знакомого, улыбнуться ему, пожать руку, сказать пару добрых слов — очень важно. Это поднимает настроение, создает психологический комфорт и для того, кого приветствуют, и для самого приветствующего.

Сильнее всего от невнимания окружающих страдают дети. Когда родители перестают разговаривать с ребенком — для него это самая суровая форма наказания. Такие способы воспитания оказывают скорее не положительный, а отрицательный эффект и могут нанести серьезные психологические травмы развивающейся личности.

Как лучше понять друг друга

Для человека важно не только, чтобы его замечали, но и чтобы понимали и правильно оценивали. В основе понимания лежит восприятие человека человеком. Такое восприятие всегда субъективно, то есть отражает личный опыт воспринимающего человека. Поэтому один и тот же человек у одних вызывает симпатию (расположение, влечение), а у других — антипатию (неприязнь).

Внешность человека играет существенную роль в его восприятии другими людьми. Оценивая внешность, человек непроизвольно извлекает из памяти образы людей с похожими внешними чертами и приписывает эти черты новому знакомому. Недаром те, кто напоминает нам приятных людей, сразу вызывают симпатию, и, наоборот, если у человека есть что- то общее с вашим врагом, вы начинаете невольно испытывать к нему антипатию. Обычно симпатию вызывает у нас человек, у которого есть что-либо общее с нами: род занятий, место жительства, жизненная ситуация и т.д. Такое восприятие редко бывает осознанным и происходит на уровне подсознания. Там же кроются необъяснимые причины симпатий и антипатий.

В восприятии немалую роль играют стереотипы — обобщенные и упрощенные представления о чем-либо. Например, считается, что полные люди — добрые. Увидев полного человека, мы начинаем общение с ним, имея в виду, что он добрый. Манеры поведения, одежда, род занятий, социальное положение и даже национальность, так же, как и внешность, воспринимаются под воздействием опыта и стереотипов. Носит очки — значит «ботаник» и зануда, рубашка застегнута под горло — значит, неуверен в себе и неконтактен, англичанин — значит сноб, библиотекарша — синий чулок или серая мышка. Но может случиться, что именно этот очкарик — душа компании и заводила, а рубашка застегнута под горло, потому что на шее порез от бритья и т.д.

В восприятии людей важную роль играет первое и последнее впечатление. Эти впечатления зачастую зависят от обстоятельств знакомства. Если вы познакомились с человеком на вечеринке, где вам понравилось, то и об этом человеке у вас останется хорошее впечатление. Плохое настроение во время первого знакомства часто бывает причиной неприязненного отношения к новому знакомому. Первое впечатление обычно очень стойкое, и, чтобы изменить его, нужны веские причины.

Иногда последняя информация о человеке, оставшаяся в памяти, бывает сильнее первого впечатления и сохраняется дольше. Это последнее впечатление также очень трудно изменить. Однако надо помнить, что эти впечатления зависят от многих факторов и часто бывают ошибочными.

Восприятие человека человеком начинается со «считывания» выражения лица и движений рук. Эти детали наиболее полно отражают психологическое состояние человека. На основе этой информации строится предположение о личности воспринимаемого человека. Выстроив в воображении образ личности воспринимаемого человека, как мы его поняли, мы выбираем манеру поведения, подходящую к данному человеку, опять же пользуясь своим опытом и памятью.

Если выводы о личности человека были сделаны неверно, могут произойти недоразумения и отношения не сложатся. Каковы же причины неправильных оценок человека человеком?

Во-первых, нам мешает объективно воспринимать личность другого человека уже сложившееся мнение: если вы слышали о новом знакомом, что он лжец, вам будет трудно ему верить. Во-вторых, наблюдая человека, мы можем сделать неверное заключение о мотивах его поведения или намерениях, о его самочувствии и настроении. Так, можно подумать о человеке, что он раздражителен, а у него просто нестерпимо болит голова. В-третьих, сложив однажды свое мнение о человеке, мы иногда не желаем его менять даже под воздействием новой информации. Ученику, который прослыл двоечником, будет сложно стать отличником, несмотря на то что его багаж знаний пополнился, — учителю трудно поменять свое мнение.




Поделиться ссылкой