Откуда вы знаете, что не являетесь единственным выжившим после нашествия зомби? Все вокруг вас ведут себя нормально и общаются с вами так, как будто их разум подобен вашему, но есть ли у вас доказательства, что они разумны, — или, говоря иначе, что они не зомби?
Этот вопрос австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал в 1996 году по итогам исследования теории дуализма, предложенной за века до этого Авиценной и Декартом. Если дуализм является истинным состоянием разумного человека, то, согласно Чалмерсу, существование философского зомби, имеющего лишь тело без разума, также возможно.
Одним из главных догматов дуализма является положение о том, что ни тело, ни разум не могут быть сведены до составной части другого. Таким образом, любое доказательство наличия у человека разума можно вывести лишь из поведения его тела. Но даже если зомби и ведет себя так, как если бы у него был разум, это не означает, что он у него действительно есть.
Представьте, что вы идете по улице и врезаетесь в другого человека, споткнувшись об ноги друг друга и ударившись лбами. Вы кричите «Ой!», прыгаете на одной ноге и потираете голову, чтобы облегчить испытываемую вами боль. Второй человек делает то же самое. Но значит ли это, что он испытывает ту же боль, что и вы? откуда вы знаете, что он не зомби, следующий заранее запрограммированной реакции?
Чалмерс использует эту идею для ответа на сложную задачу сознания. «Простые» задачи относятся к выражению людьми своих сознательных мыслей и выражению содержания их разума. однако сложная задача относится к тому, как мы можем представлять вещи, не относящиеся к нашему личному опыту и испытанным нами ощущениям, как запах или цвет. Философы называют эти внутренние чувства qualia. откуда они берутся? Чалмерс предполагает, что, так как есть возможность существования физического зомби-близнеца, идентичного нам во всем кроме наличия qualia, то и сам разум, должно быть, нематериален.