Исламизм

«Убивать американцев и их союзников — гражданских и военных, везде, где это возможно, — долг каждого мусульманина. Мы должны освободить мечеть аль-Акса (в Иерусалиме) и святую мечеть аль-Харам (Мекку), изгнать их армии со всех земель ислама побежденными, чтобы они больше не смогли угрожать ни одному мусульманину. Всемогущий Аллах сказал: "И сразитесь все вместе с язычниками, ведь они напали на вас все вместе” и "Сражайтесь с ними, покуда не стихнет грохот битвы и не будет над вами никакого ярма, и тогда восторжествует справедливость и вера в Аллаха”».

Чудовищные предписания этой фетвы (религиозного указа), выпущенной в феврале 1998-го, явятся миру через три с половиной года, когда с интервалом в семнадцать минут два авиалайнера пролетят над Нижним Манхэттеном и врежутся в башни Всемирного торгового центра. Фетва была частью более обширной декларации, призывавшей к «джихаду против евреев и христиан» и выпущенной Всемирным исламским фронтом — группой экстремистских исламских организаций под руководством будущего «самого разыскиваемого преступника в мире» Усамы бен Ладена. Эта декларация стала самым ясным выражением угрозы радикального исламизма Западу, а атаки 11 сентября — самой страшной демонстрацией ее реальности. И если предупреждение было первым, то теракт, увы, далеко не последним. Претензии со стороны исламистов существовали давно, но оставались во многом не поняты Западом, и этот недостаток понимания — с обеих сторон — имел чудовищные последствия, сотрясающие мир по сей день.

Новый халифат

«Аль-Каида» и ее союзники, сеть террористических организаций под руководством бен Ладена, планировали атаки 11 сентября несколько лет. Совершив террористические акты такого масштаба и цинизма, «Аль-Каида», разумеется, стала лицом мирового исламизма, и некоторые люди наивно решили, что радикальные взгляды этой группы разделяют все мусульмане. Не способствовало улучшению образа ислама в массовом сознании и движение «Талибан» — фундаменталистский режим, укрывающий базы «Аль-Каиды» в Афганистане, где талибы захватили власть в 1996 году и установили репрессивное теократическое правление. Терроризм, варварски жестокая борьба с инакомыслием, боевики-смертники, зверские казни в прямом эфире — все это создавало неприглядную картину исламского фундаментализма и ложное представление об исламе в целом.

Главная цель исламских фундаменталистов, согласно опубликованному в сети в 2008 году заявлению «Аль-Каиды», «установить власть закона шариата и создать исламское государство, которое объединит всех мусульман мира». Нынешнее зависимое положение исламских стран считается следствием разрыва с истинным путем ислама; восстановление изначального порядка возможно лишь через строгое соблюдение установлений Корана и следование законам шариата, дарованным Аллахом. Ислам — единственная истинная вера, и она универсальна, так что новый халифат должен объединить все человечество.

"Не смейте мешать созданию исламского государства, которое объединит мусульман земли в правде и справедливости. Одно слово протеста американцев заглушат тысячи исламских бомб" «Аль-Каида», 2008

Исламисты часто указывают Западу, каким именно образом он мешает им вернуться «на путь истинный». В первую очередь речь идет о существовании Израиля. Поддержка «убого государства евреев» (как называет его фетва 1998 года) — один из главных упреков Соединенным Штатам, а конфликты в Ираке и других странах Ближнего Востока считаются средствами поддержания Израильского государства. Вторая причина неприязни к США, также упомянутая в фетве 1998 года, — оккупация «священной земли Аравийского полуострова, похищение ее богатств, навязывание своей воли ее правителям, устрашение их союзников». Особенно унизительным считается присутствие военных баз США, после Войны в Заливе оказавшихся в Саудовской Аравии, на «Земле Двух Святынь», где находятся священные города Мекка и Медина.

«Исламская угроза»

Реакция западных стран, и особенно США, на «исламскую угрозу» — и до, и после 9/11 — во многом лишь усилила опасения мусульман, и радикальных, и умеренных. Европа и США не осознавали проблем исламского мира, возникших вследствие многовековых конфликтов с Западом, непростой политической истории и колониальной оккупации последнего столетия. Мусульманские страны часто называют отсталыми и противостоящими прогрессу, но главная причина их страхов — экономический и культурный империализм. Запад с готовностью признает, что «прогресс» означает принятие западных идеалов и ценностей, либеральных и секулярных, но для многих мусульман вестернизация оказывается свидетельством постколониального западного высокомерия.

Мотивы политики США на Ближнем Востоке не всегда очевидны, но обвинение в том, что главная цель Америки состоит в «захвате богатств» (нефти), сложно полностью опровергнуть, как и склонность американцев использовать в качестве главного инструмента своей политики «подчинение правителей» (осуществляя контроль через поддержку дружественных режимов). Действия США определяются в первую очередь интересами США, а не абстрактными принципами, что подтверждает американская внешняя политика последних десятилетий. Наиболее известный случай — поддержка афганских моджахедов во время войны 1980-х годов, приведшая к появлению движения Талибан, «Аль-Каиды» и бен Ладена (который воевал против советских войск). Еще одно «пугало» Ближнего Востока, Саддам Хусейн, был союзником США в восьмидесятые, поскольку Вашингтон надеялся, что режим Саддама сможет уравновесить радикальный исламистский режим аятоллы Хомейни, установившийся в соседнем Иране. Такая политика редко оказывалась успешной в долгосрочной перспективе и совершенно не способствовала налаживанию отношений с мусульманами.

Джихад

Как словосочетание «крестовый поход» в исламском мире приобретает негативную окраску, имеющую мало общего с настоящим его значением, так и концепция джихада в современной западной культуре связывает воедино понятия «ислам» и «насилие». Но сами мусульмане не склонны соглашаться с такой интерпретацией. Для радикальных исламистов джихад — это «священная война», ведение которой оправдывает и подрывников-смертников, и теракты, и убийства мирных жителей. Буквальное же значение слова «джихад» — «война, угодная Богу», и умеренные мусульмане обозначают так в первую очередь внутренний духовный конфликт. К внешним действиям это имеет отношение только в том случае, если дело касается защиты веры. «Война с террором» в Афганистане и Ираке после 11 сентября для обеих сторон была войной «разума и сердца». Отвращение большинства мусульман к убийству мирных жителей, особенно женщин и детей, объясняется в том числе и тем, что такие методы противоречат духу истинного джихада. Это, казалось бы, означает, что радикальные исламисты потерпели идеологическое поражение и должны остаться в меньшинстве. К сожалению, средства, избранные США и их союзниками для борьбы с терроризмом, катастрофически портят отношение к ним умеренных мусульман. Обе стороны неспособны понять друг друга и словно изо всех сил стараются проиграть «войну за умы и сердца».




Поделиться ссылкой