Каждый философ на свете принадлежит хотя бы к одной школе философии, также называемой направлением или подходом. Все философы пытаются создать работу, выходящую за рамки того, что уже было создано его школой, большинство из них терпят неудачу, но некоторые формулируют настолько новый взгляд, что он становится основой для создания новой школы философии.
Есть много способов классификации, деления и организации направлений философии. Наиболее широким является деление на ветви. У философии есть множество целей, и далее мы представим пять ее ветвей, каждая из которых может быть целью собственного поля исследования.
Каждая ветвь задает свой главный вопрос, а каждая школа философии предлагает на него свой ответ. Количество разных школ философии исчисляется десятками, многие из них остались давно в прошлом, а многие находятся на грани с другими науками — психологией, математикой, экономикой. Давайте же посмотрим на основные школы.
Солипсист не различает объективную реальность окружающего мира и субъективную реальность нашего воображения. Солипсизм предполагает, что это одно и то же, что объективное является отражением субъективного, и, следовательно, единственная вещь, в существовании которой мы можем быть полностью уверены, — существование нас самих.
Любой другой человек или объект может быть продуктом нашего собственного ума, а все, что создает наш собственный ум, несравнимо с тем, что создает ум кого-либо другого (и мы не уверены, существует ли на самом деле этот «кто-то другой»).
«Когда умирает солипсист… все умирает вместе с ним» (Дэвид Фостер Уоллес)
Эта школа мысли утверждает, что любое событие в прошлом, настоящем или будущем уже предопределено. Так, любое событие, будь то взрыв звезды, атомная реакция или размышление человека, является частью одной огромной предопределенной реальности. Детерминисты не обязательно согласны в том, как или кто предопределил эту реальность, это может быть Бог, набор законов физики или все вышеперечисленное вместе.
Рядом с этой школой стоят компатибилисты — более мягкие детерминисты, считающие, что свобода воли возможна даже в предопределенной вселенной.
«Человек может делать то, что он хочет, но не хотеть того, что он хочет» (Артур Шопенгауэр)
Эта ветвь этики утверждает, что моральный вес деяния определяется его вложением во всеобщее благо или полезность. Главнейший аспект действия, в таком случае — его последствие. Самым важным для нас является следствие наших действий, а не сами действия.
Проще говоря, цель оправдывает средства. Исходя из этого, выделяются два подхода: общество может устанавливать правильное поведение для максимизации пользы, либо оно может наказывать вредителей, не несущих никакой пользы.
«Цель оправдывает средства до тех пор, пока что-то иное оправдывает цель» (Лев Троцкий)
Эта философия, названная в честь Эпикура, считает смыслом существования поиск удовольствия здесь и сейчас. Это противопоставляется религиозным учениям, назидающим, что удовольствия должны прийти позже (обычно после смерти) и что для их получения необходимо сначала преодолеть боль и страдания.
При этом настоящие эпикурейцы не просто ищут как можно больше секса, еды и веселья. Удовольствие также достигается получением знаний, дружбой и благодетельной жизнью — то есть помощью в нахождении удовольствия для других. Это отделяет эпикуреизм от гедонизма, в котором именно физическое удовольствие является финальной целью.
«Carpe diem!» — «лови момент!» (Гораций)
Эта школа признает лишь то знание, что верно по определению, либо было безусловно доказано научным исследованием — то есть, то знание, что возникает из позитивного подтверждения какой-либо теории. Позитивизм очень тесно связан с эмпиризмом. Правда по определению открывает для нас лишь тривиальные, малозначительные факты.
Нетривиальное же знание будет основано на нашем чувственном опыте, а не только на наших размышлениях. Логические позитивисты работают над правильным словесным выражением знания, для того, чтобы не было никакой возможности его неправильного восприятия.
«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. соврешь — до правды дойдешь!» (Федор Достоевский)
Абсурдист заявляет, что любой поиск смысла в человеческой жизни закончится неизбежным провалом, ведь в нашем существовании нет никакого смысла, а абсурд этой ситуации заключается в том, что жизнь нашу ценим больше всего остального на свете.
В то время как нигилист реагирует на бессмысленность жизни отсутствием веры во что-либо, абсурдист находит смысл в своих действиях, при этом (как бы это ни было абсурдно) признавая их фундаментальную бессмысленность.
«Свобода — ничто, но она дарит человеку шанс стать лучше» (Камю)
Эта достаточно молодая школа философии была создана Айн рэнд в 1960-х годах. Согласно рэнд, реальность является полностью объективной и независимой от нашего разума. Разум соединен с реальностью через наши чувства, а вся наша рациональность вытекает из множества ситуаций, в которых человек делает выбор.
Следовательно, рациональность является личной и индивидуальной, и, соответственно, социальные системы могут работать лишь тогда, когда они позволяют членам общества вести себя как индивидуумы, заботящиеся о своих собственных интересах
«Не путайте альтруизм с добротой, великодушием и щедростью» (Айн Рэнд)
Правда и мораль находятся полностью и исключительно в руках человечества, а не спущены с небес в виде абсолютов неким божеством. Такова позиция секулярных гуманистов. Следовательно, хорошая жизнь также является человеческим конструктом. «Золотое правило» секуляризма это: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Гуманисты полагаются не на религиозные правила и не на угрозу санкций, а на здравый смысл и эмпатию к этичным решениям. При этом первые гуманисты были крайне религиозны — как, например, Мартин Лютер, движущая сила протестантской реформации — и для них гуманизм был способом уравнивания отношения к человеческой природе, искусству и литературе (тому, что называется гуманитарными науками), к религии и классической философии.
Быть гуманистом — это значит стараться вести себя достойно, не ожидая награды или наказания для себя после смерти» (Курт Воннегут)
Это вообще философия? Нигилисту плевать. Все бессмысленно. Нигилизм отрицает главные концепции, изучаемые философами уже тысячу лет: правда не важна, ничто не может быть плохим или хорошим, Бог никогда не существовал, вселенная бессмысленна.
Нигилисты могут показаться грустными и одинокими пессимистами (потому что зачастую так оно и есть), но эта школа философии послужила источником вдохновения для многих современных видов искусства, таких как сюрреализм и дадаизм.
«Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо, но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого» (Горгий)
Будучи не самой веселой философией, экзистенциализм является учением о том, как мы рождаемся, живем и умираем в одиночестве. Для экзистенциалиста все начинается с человека. Его существование предшествует любым мыслям, чувствам или этике.
В результате экзистенциалист отделяет себя от остальной вселенной, что приводит к депрессивному, абсурдному и порой отчаянному взгляду на жизнь.
«Снова пробуй. Снова проигрывай. Проигрывай лучше» (Сэмюэль Беккет)
Эта школа философии — переработка философии Платона, возникшая в поздней римской империи. В то время греческая философия в ее начальном виде смешалась с мистицизмом, пришедшим со Среднего востока, и привела к появлению философии, объединяющей монотеизм (веру, что есть лишь один Бог) и монизм (веру, что все объекты в итоге сводятся к единому началу).
Как и иудеи, неоплатоники не признавали зла — лишь отсутствие добра. Их иерархия вселенной несколько схожа с идеями о Святой Троице, однако знакомое сегодня нам христианское кредо появилось позже.
«Душа существует частично в бесконечности и частично во времени» (Марсилио Фичино)
Мы до сих пор используем слово «стоический» в нашей речи, имея в виду кого-то, кто преодолевает страдания без жалоб. Школа философии стоицизма достигла пика своего развития в течение двух веков до и после жизни Иисуса. Стоики стремились контролировать свои эмоции и желания, чтобы посвятить себя разуму — лучшей части человечества.
Стоику Сенеке Младшему принадлежит очень хорошая фраза: «Добродетель есть не что иное, как правильный разум». во многом стоиков можно противопоставить эпикуреистам, но и те, и другие верили, что правда о мире была чем-то, что люди имели возможность раскрыть.
«Свобода достигается не удовлетворением человеческих желаний, но отказом от них» (Эпиктет)
«Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — говорил Сократ, основоположник скептицизма, учения, отвергающего всякое знание. Скептики времен классической эры считали знание недостижимым. Это оказалось несколько тупиковым тезисом, поэтому развитие философии скептицизма произошло лишь в XVI веке после публикации работы Мишеля де Монтеня.
В отличие от Сократа, отрицающего все, что кто-либо когда-либо сказал, Монтень обрел репутацию скептика за его стремление отринуть любую эмоциональную составляющую из спора, чтобы выявить четкие подтвержденные факты.
«Очевидно, что скептицизм, никак не меняя человека, дает ему возможность почувствовать себя лучше». Амброз Бирс
Эта школа философии предполагает, что вся правда о мире находится внутри нашего разума. Любое эмпирическое доказательство правды или реальности происходящего, которое, на ваш взгляд, вы можете представить, должно сначала пройти через наш разум и, следовательно, является таким же ментальным конструктом, как что-либо невозможное, воображаемое нами.
Так выходит, что наиболее радикальная философия в наши дни — представление о том, что вселенная — это лишь искусственная модель в каком-то огромном компьютере — тоже является в своем роде идеализмом. Просто все это находится в чьем-то еще сознании, а не в вашем.
«Идеалист, заметив, что розы пахнут лучше, чем капуста, решит, что из розы получится более вкусный суп». Бертран Рассел
Если говорить просто, структурализм утверждает, что человеческое понимание основано на базисе огромной, всепроникающей структуры. Все события, происходящие в мире, проходят внутри этой структуры, а мы воспринимаем все так, как установлено этой структурой.
Сам термин «структура» применяется по отношению к взаимоотношениям слов, их значений, к рамкам культурных табу и традиций, а не к каким-то физическим явлениям. Деконструкция, созданная Жаком Деррида, является современным течением, тесно связанным со структурализмом.
«Деконструкция утверждает не только, что истина иллюзорна, но что она и институциональна» (Терри Иглтон)
У феноменологии есть свое обозначение для феномена. «Феномен» — это имя того, что мы представляем в нашей голове, воображаемая нами картина или конструкт. Настоящий же объект, который зарождает феномен, называется «ноумен». Ноумен является сущностью за пределами нашего разума, которую мы можем воспринимать лишь как «феномен».
Таким образом, феноменология — это философия, которая анализирует субъективное содержание нашего сознания (например, эмоции или суждения), не прибегая к ноуменам для их объяснения. К тому же для описания ноуменов, мы вынуждены прибегать к концептам, принятым нами как данное — таким, как «время» или «пространство»,– которые также относятся к миру феноменологии.
«Тело — наш общий способ обладания миром» (Морис Мерло-Понти)
Будучи противоположной рационализму (см. ниже), эта школа мысли утверждает, что любое знание может быть получено только через чувства. Все домыслы разума могут открыть для нас правду, лишь если они будут подтверждены доказательством из внешнего мира. разум без возможности чувствовать окружающий мир, по мнению эмпирика, не знает ничего и не имеет никаких мыслей. Любая идея в нашем сознании может быть правдива, лишь если она подтверждена доказательством или проверена опытом.
«Рационалист видит общество без имбецилов, а эмпирик видит общество, огражденное от имбецилов или, что еще лучше, огражденное от рационалистов» (Нассим Николас Талеб)
Для рационалиста главный источник знания — разум. У реальности должна быть некая логическая структура, которую можно открыть лишь с помощью разума. Математика, согласно этой школе, будет правильна не потому, что мы видим доказательства этого, но потому, что она подчиняется правилам логики.
Рационалисты пытаются перенести это на всю нашу реальность. Они утверждают, что некоторое знание является безусловным, что мы рождены с этим знанием и что наша интуиция работает не хуже, чем эмпирическое доказательство для поиска пути к знанию.
«Когда мы не можем определить, что является истиной, мы должны следовать за тем, что наиболее вероятно» (Рене Декарт)
Эта школа названа в честь Платона и его теории форм. Он использовал греческий термин eidos, что часто переводится как «идея» и что напоминает об идеях идеализма с их существующими лишь в сознании концептами. Платон, однако, не считал eidos исключительно зависящими от разума, напротив, он полагал их Формами, существующими за рамками времени и пространства и доступными только разуму.
Таким образом, реальность очень сильно отличается от того, что нам говорят наши чувства, ведь они сообщают нам лишь о нереальном мире вокруг нас, размытом и находящемся в постоянном течении. Нам надо рассчитывать лишь на наш разум, чтобы узнать, что реально и правдиво. Эти правды и будут неизменяемыми и объективными.
«В мире знания существенная форма Добра является пределом наших поисков и вряд ли может быть достигнута» (Платон)
Пожалуй, самая влиятельная философия на протяжении всех Средних веков, покрывающая огромный список научных направлений, от логики до биологии, от физики до метафизики. Приверженец Аристотеля верит, что у природы есть некая цель и что она направляется к своему концу. Люди могут узнать правду о мире, совместив свой личный опыт и правильное использование разума.
В наши дни идеи аристотелизма вплетены в дискуссии об этике добродетели, в которой хорошая жизнь — та, которая проживается для максимизации добродетели, а не для того, чтобы реагировать на некий долг или социальные правила и контракты, как это принято в других областях этики.
«Мы являемся тем, что постоянно делаем. совершенство в своем деле становится не действием, а привычкой» (Аристотель)
В наши дни эта школа преобладает в большинстве англоговорящих стран вместо континентальной философии, преобладавшей в ХХ веке. Аналитическая школа считает лингвистический анализ ключом к раскрытию философских тайн, ну или к получению какого-либо прогресса в их раскрытии.
Практикующие эту школу сосредотачиваются на строгости и четкости выражения, а также, зачастую, на фрагментарном подходе к поставленным проблемам в противовес континентальной философии, направленной на более грандиозный подход.
«Границы моего языка означают границы моего мира» (Людвиг Витгенштейн)