Телеологическое доказательство

«Взгляни на мир вокруг: рассмотри каждую частицу его. И ты увидишь, что он всего лишь огромная машина, состоящая из бесконечного множества машин поменьше, а те — из совсем крошечных и так далее, до столь малых, что человек даже не способен их разглядеть. Все эти механизмы до мельчайшей детали идеально подогнаны друг к другу с точностью, повергающей в изумление всех, кто когда-либо задумывался об устройстве Вселенной. Этот совершенный порядок напоминает результат действия человеческой мысли, человеческой изобретательности, мудрости и разума...

...И если уж результаты так похожи, разумно заключить, что схожи и причины; и "Автор” Природы в чем-то напоминает человека, хотя очевидно во всем его превосходит, судя по грандиозным масштабам выполненной работы. Одного этого аргумента апостериори достаточно для доказательства существования Бога и его подобия человеку».

Это лаконичное подтверждение существования Создателя вложил в уста Клеанта Дэвид Юм в своих «Диалогах о естественной религии», опубликованных в 1779 году уже после его смерти. Юм сформулировал доказательство лишь для того, чтобы потом самому же и опровергнуть, — что с блеском и сделал. Тем не менее, аргументация оказалась настолько убедительной и привлекательной, что не только «пережила» самого Юма, но время от времени в разных обличьях возникает по сей день. Наибольшую популярность это доказательство приобрело в XVIII веке, но происхождение его можно отследить до античности, и с тех самых пор оно ни разу не было полностью опровергнуто.

Дэвид Юм
Дэвид Юм

В чем суть

Популярность телеологического доказательства объясняется нашим интуитивным представлением о том, что сложность и великолепие окружающего мира не могут быть результатом простой случайности или естественного процесса. Должна быть, кажется некоторым, некая сила, наделенная колоссальным интеллектом, способная спланировать и создать все чудеса природы, невероятные в своей сложности и идеально соответствующие своим функциям. Взять хоть человеческий глаз — он так замысловато устроен и вместе с тем так совершенен, что наверняка был сотворен сознательно.

За списком великолепных созданий природы следует список творений рук человеческих, несущих на себе отпечатки деятельности их создателя. Как часы с хитроумным механизмом наводят на мысль о существовании часовщика, так и бесконечные свидетельства очевидной целесообразности природы приводят нас к выводу о существовании творца — архитектора, способного сотворить Вселенную. И единственный, кто на такое способен, — Бог.

Трещины в стенах

Несмотря на всю привлекательность, у этого доказательства есть серьезные недостатки, отмеченные как Юмом, так и позднейшими философами. Среди важнейших отметим следующие:

  • Аргумент аналогии работает, если два предмета достаточно похожи в нескольких известных важных аспектах, чтобы можно было предположить, что и в других отношениях они сходны. Физиология и поведение людей и шимпанзе достаточно близки, чтобы предполагать (но не утверждать категорически), что шимпанзе, как и люди, способны испытывать боль. Доказательство по аналогии зависит от степени подобия сравниваемых объектов. Но между предметами материальной культуры, созданными человеком (фотоаппаратом, например), и природными объектами (например, глазами млекопитающих) на самом деле не так уж много общего, так что любые выводы, полученные таким образом, не слишком убедительны.
  • Телеологическое доказательство чревато возникновением ситуации бесконечной регрессии. Если поразительное совершенство Вселенной требует наличия творца, то уж тем более создатель требуется для комбинации «Вселенная плюс творец»! Если есть создатель, то потребуется и суперсоздатель, а потом и суперсуперсоздатель, а потом... Таким образом, если отрицание регрессии составляет суть космологического доказательства, в телеологическом доказательстве регрессия представляется неизбежным злом.
  • Один из главных аргументов в пользу этого доказательства — возможность объяснить происхождение чудес природы. Но дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора прекрасно объясняет все эти феномены и идеальное соответствие живых форм своим природным функциям, без всякого вмешательства сверхъестественного создателя. Божественного часовщика уволили, и на его место взяли слепого мастера — эволюцию.
  • Даже если признать акт творения, придется признать и границы, в пределах которых действовал Создатель. Многие создания природы говорят скорее в пользу коллективного творения целой командой богов. Кроме того, чудеса природы, на первый взгляд повергающие в трепет, при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не так уж совершенны; получается, что изъян в творении отражает недостатки (не-всемогущество) творца? Да и вообще — количество зла в этом мире заставляет сомневаться в моральных качествах его создателя. И разумеется, нет никаких оснований полагать, что создатель, если он и был, до сих пор жив.

Цель мироздания

Доказательство назвали «телеологическим» (от греческого «telos» — «цель»), поскольку основная его идея заключается в наличии разумного намерения, с очевидностью подтверждающего невероятную целесообразность и совершенство окружающего мира.

Божественный, но слепой часовщик?

В своей книге 1802 года «Естественное богословие» теолог Уильям Пэйли привел одну из самых известных аналогий телеологического доказательства. Если вы, прогуливаясь по вересковой пустоши, найдете часы, то, задумавшись об их сложнейшем устройстве, неизбежно придете к выводу, что у них был создатель — часовщик. Вот так и сложность творений природы предполагает создателя — Бога. Продолжая аналогию Пэйли, английский биолог Ричард Докинз описывает естественный отбор как «слепого часовщика», создающего сложные структуры без всякой цели и метода.

Божественный настройщик?

Современные версии телеологического доказательства основываются на астрономически малой вероятности развития Вселенной, пригодной для появления жизни, в результате случайности. Если бы хоть одна из бесчисленных переменных, например гравитация в первые моменты расширения Вселенной или ее начальная температура, хоть немного отличалась, жизни, скорее всего, не было бы.

Коротко говоря, космос словно подстроили, как музыкальный инструмент, а это предполагает существование могущественного «настройщика». Но маловероятные события случаются. Маловероятно, но вполне возможно, что вы выиграете в лотерее; но если повезет, едва ли вы решите, что кто-то подстроил ваш выигрыш, — просто повезло. Зарождение жизни, конечно, маловероятно, но лишь благодаря ее появлению мы можем понять, насколько оно маловероятно, — и на этом основании прийти к неверному заключению!




Поделиться ссылкой