Три души

Вопрос о том, как человек воспринимал окружающий его мир и объяснял происходящие в нем процессы, также занимал древних греков. Все эти вопросы концентрировались вокруг понятия души, однако самые острые споры вызывали догадки относительно ее физической природы и о том, в каком месте тела человека она находится — в сердце, голове или где-либо еще.

Нам не нужно объяснять, что близко к сердцу принимают что-то важное, а человек с разбитым сердцем — тот, кто пережил большую трагедию. Такое представление о роли сердца проистекает из существовавшего в древности убеждения, что, по крайней мере, часть нашего сознания находится у сердца.

Платон
Согласно теории Платона о душе все знания человека содержатся внутри его разумной души. И человеку дана свобода открывать эти знания в процессе философской жизни

Одна из доминировавших древнегреческих идей состояла в том, что телом человека управляют три души. Разумная душа, осуществляющая мыслительную работу, располагается в голове; сердце контролирует все наши чувства и страсти — точно так же, как мы характеризуем его и сегодня, тогда как базовые жизненные потребности, исходящие из тела, находятся под управлением третьей души, которая располагается в печени.

Одним из первых апологетов идеи о тройственной природе души был Демокрит, более известный тем, что первым высказал мысль о том, что природа состоит из мельчайших частиц, названных атомами. По его мнению, свойства вещей определяются атомами, из которых те состоят.

Атомы огня были колючими, тогда как атомы воды — гладкими и скользкими. В этом же контексте атомы души были очень малыми по размеру и не доступными восприятию, так как они концентрировались у органов.

«Поведение человека проистекает из трех основных источников: желание, чувства и знание». ПЛАТОН

Демокрит полагал, что при смерти человека атомы души рассеивались подобно всему остальному телу, однако согласно Платону интеллектуальная душа бессмертна, она лишь путешествует, перемещаясь из одного тела в другое. Его идея состояла в том, что разные члены общества управлялись разными душами, в соответствии с социальной иерархией.

Философы, подобные ему самому, подчинялись их интеллекту. Люди военного склада находились под управлением их сердец, тогда как люди низшего сословия — крестьяне — слушались команды из печени.

Знаменитый ученик Платона Аристотель был не столь уверен в этих предположениях. Для него голова была лишь радиатором, излучателем, посредством которого избытки тепла, выделяемые человеческими страстями и накапливающиеся в сердце, рассеивались в воздухе.

ЖИЗНЬ В ПЕЩЕРЕ

Аллегория пещеры — самый выдающийся вклад Платона в философию. В этой аллегории отражен метафорический взгляд философа на то, как он понимал способности человека воспринимать окружающий мир. При рождении человек ощущает себя так, как будто он стоит перед стеной в темной пещере. Истинная действительность находится где-то вовне, на солнечном свету, отсюда следует, что человек воспринимает не реальность, а лишь тени реальных предметов, отбрасываемые на стену пещеры. Действительность, по мнению Платона, построена из так называемых эйдосов. Из этого понятия мы сотворили себе слово «идея», что затем трансформировалось в понятие формы. Согласно Платону, все реальные вещи имеют вечную форму, поэтому нам необходимо с помощью интеллекта пытаться избегать иллюзорных представлений, создаваемых нашим восприятием.

ЖИЗНЬ В ПЕЩЕРЕ



Поделиться ссылкой