Основные даты в физике

ок. 585 г. до н.э. Фалес Милетский предположил, что Вселенная состоит из воды в различных ее формах. Также он изучал свойства магнитов и статического электричества. Он был одним из первых философов, искавших явлениям природы научные, а не мистические объяснения.

Фалес Милетский

500 г. до н.э. Пифагорейцы предположили, что Земля круглая.

460-е гг. до н.э. Почти все мыслители древнего мира верили, что наш мир состоит из нескольких фундаментальных субстанций. Древние греки, согласно Эмпедоклу, считали, что таких субстанций четыре: Земля, огонь, вода и воздух.

ок 445 г. до н.э. Левкипп из Милета предположил, что Вселенная состоит из неделимых кирпичиков под названием «атомы», а его ученик Демокрит развил эту теорию атомизма.

ок 334 г. до н.э. Аристотель утверждал, что тяжелые тела падают быстрее легких.

325 г. до н.э. Древнегреческий ученый Пифей предположил, что приливы вызываются действием Луны.

ок. 240 г. до н.э. Архимед разработал принципы гидростатики и объяснил, почему одни тела плавают, а другие — тонут.

205 г. до н.э. Китайские философы считали, что тела падают с постоянной скоростью.

ок. 50 г. Герон Александрийский построил первую паровую машину, которая превращала силу расширения горячего пара в движение.

Машина Герона Александрийского

ок. 83 г. Китайцы начали использовать компас с иглой из магнетита для навигации. Прежде кусочки магнетита использовались для гадания и колдовства.

ок. 550 г. Иоанн Филопон Александрийский предположил, что движение является результатом действия на тело постоянного импульса.

ок. 1000 г. Арабский ученый ибн альХайсам, или Альхазен, разработал основы оптики и доказал, что зрение это результат действия лучей, приходящих от объектов, а не отражения лучей, испускаемых из глаз.

1121 г. Аль-Хазини из Мерви, Персия (теперь Туркменистан), предположил, что сила притяжения направлена к центру Земли.

ок. 1150 г. Аверроэс установил, что сила это мера работы, которая изменяет направление движения тела. Его идея о сопротивлении такому изменению привела к созданию теории инерции.

1267 г. Роджер Бэкон изучал оптические свойства линз.

1304 г. Тьерри из Фрайбурга предположил, что радуга вызывается преломлением света в каплях дождя.

Радуга

1320 г. Уильям Оккам дал жизнь принципу экономии — самые простые предположения скорее окажутся истинными, чем сложные. Этот принцип стал известен как Бритва Оккама.

1350 г. Жан Буридан предположил, что снижение скорости является результатом не рассеивания импульса, а действия противоположного импульса или силы.

1440 г. Николай Кузанский отказался от классических представлений о Земле как о чем-то совершенном. Напротив, он предположил, что Земля находится в развитии.

1528 г. Гризогоне из Зары предположил, что приливы вызываются магнетизмом Луны.

1543 г. Николай Коперник предложил гелиоцентрическую теорию: Земля — это планета на орбите вокруг Солнца. Эта теория опрокинула тысячелетнее представление о геоцентризме, которое предполагало, что Земля находится в центре Вселенной.

1581 г. Галилео Галилей изучал период колебаний маятника и обнаружил, что он постоянен у всех маятников, за исключением случаев широких колебаний.

1600 г. Уильям Гильберт доказал, что Земля является гигантским магнитом, а другой магнитный объект, например, стрелка компаса, притягивается к его полюсу.

1621 г. Виллеброрд Снелл открыл закон, позволяющий рассчитывать угол преломления, возникающего при прохождении света через границу двух сред.

1638 г. Галилей опубликовал закон о свободном падении тел, согласно которому тело проходит расстояние пропорционально квадрату времени движения.

1644 г. Эванджелиста Торричелли изобрел ртутный барометр для измерения атмосферного давления.

1650 г. Отто фон Герике продемонстрировал свой вакуумный насос.

1660 г. Роберт Гук сформулировал закон упругой деформации, в настоящее время известный как закон Гука. Он показал, что удлинение пружины пропорционально нагрузке, или тянущей силе.

1662 г. Роберт Бойль и Денни Папен воспользовались воздушными насосами, чтобы изучать свойства газов. Они же сформулировали первый газовый закон (закон Бойля): давление газа обратно пропорционально его объему. Два других газовых закона были сформулированы в последующие 150 лет.

1663 г. Отто фон Герике изобрел серный шар — электростатический генератор, который собирал статический электрический заряд. При этом шар раскручивался силой рук.

1678 г. Христиан Гюйгенс объявил о сформированной им волновой теории света.

Христиан Гюйгенс

1687 г. Исаак Ньютон опубликовал «Математические начала натуральной философии» — труд, в котором он изложил три своих закона движения и закон всемирного тяготения.

1704 г. Ньютон высказал идеи корпускулярной теории света в противоположность волновой теории Гюйгенса.

1714 г. Даниель Габриель Фаренгейт предложил свою температурную шкалу.

1730 г. Стивен Грей провел свой знаменитый эксперимент «Летающий мальчик» со статическим электричеством, показав, что через одни материалы электрический заряд проходит, а через другие нет.

1745 г. Питер ван Мушенбрук изобрел лейденскую банку — примитивный конденсатор, который может накапливать электрический заряд.

1762 г. Джозеф Блэк выявил существование скрытой теплоты — энергии, которая потребляется или высвобождается при переходе вещества из одного состояния в другое (твердое, жидкое, газообразное).

1771 г. Луиджи Гальвани обнаружил, что живые ткани проводят электричество.

1780 г. Антуан Лавуазье и Пьер-Симон Лаплас предположили, что тепло — это измеримая субстанция, и назвали ее теплородом. Эти ученые изобрели калориметр — прибор, позволяющий определять, какое количество теплоты выделяется или поглощается материалом в ходе какого-либо процесса.

1785 г. Шарль Огюстен де Кулон открыл, что сила электростатического взаимодействия пропорциональна электрическому заряду и обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами. Эту закономерность мы знаем как закон Кулона.

1798 г. Генри Кавендиш построил гигантские крутильные весы, чтобы определить с их помощью гравитационную постоянную G.

1800 г. Алессандро Вольта изобрел «вольтов столб» — первую батарею постоянного тока.

Алессандро Вольта

1801 г. Джон Дальтон возродил к жизни теорию древнегреческих атомистов. Он предположил, что сложные вещества состоят из атомов, определенным образом соединенных друг с другом.

1801 г. Томас Юнг показал, что свет способен давать интерференционные узоры, доказав тем самым, что свет ведет себя как волна.

1820 г. Ханс Эрстед обнаружил связь между электрическим током и магнитным полем.

1820 г.Андрэ-Мари Ампер воспользовался этим открытием и создал новую область физики — электродинамику.

1821 г. Томас Иоганн Зеебек открыл термоэлектрический эффект.

1824 г. Николя Леонар Сади Карно придумал то, что теперь именуют циклом Карно. По этому циклу работает идеальная тепловая машина, которая без потерь превращает тепловую энергию нагрева в кинетическую энергию движения.

1827 г. Ботаник Роберт Броун заметил хаотичное движение пыльцы в микроскопическом образце. Это движение, названное броуновским, позднее стало одним из аргументов движения атомов.

1831 г. Майкл Фарадей показал, что на катушку, по которой проходит ток, в магнитном поле действует сила. А движение проводника через магнитное поле индуцирует в проводнике электрический ток.

1842 г. Кристиан Доплер обнаружил новое явление и опубликовал сообщение о том, что волны способны сжиматься и растягиваться при взаимном движении источника волн и наблюдателя.

1842 г. Юлиус фон Майер предложил формулировку первого начала термодинамики, в котором говорилось о том, что энергия всегда сохраняется. Ее невозможно ни создать, ни уничтожить.

1843 г. Джеймс Прескотт Джоуль сумел рассчитать численный эквивалент тепла и работы.

1848 г. Лорд Кельвин, тогда еще Уильям Томсон, предложил температурную шкалу (шкала Кельвина), которая начинается с абсолютного нуля, или 0 K.

1849 г. Ипполит Физо измерил скорость света астрономическим методом.

1861 г. Густав Кирхгоф и Роберт Бунзен начали использовать спектроскопию для идентификации химических элементов по свету, который они дают при сгорании.

1865 г. Рудольф Клаузиус предложил идею энтропии, сформулировав второе начало термодинамики. Согласно этому закону, все термодинамические системы эволюционируют в сторону состояний с большей энтропией. Например, горячее тело передает энергию холодному окружению.

1886 г. Никола Тесла разработал системы переменного тока, используемые в современных электросетях.

1887 г. Эрнст Мах показал, что тело может двигаться с большей скоростью, чем звук.

Преодоление звукового барьера

Эксперимент Михельсона—Морли доказал, что невидимый эфир, даже если он есть, не играет никакой роли в движении Вселенной.

1887 г. Генрих Герц впервые осуществил передачу и прием радиоволн.

1895 г. Вильгельм Рентген открыл всепроникающие X-лучи.

1896 г. Анри Беккерель открыл радиоактивность.

1897 г. Джозеф Джон Томсон открыл электрон.

1900 г. Макс Планк рассчитал константу, которая связывает энергию излучения с его частотой.

1901 г. Гульельмо Маркони осуществил первую передачу радиосигнала через Атлантический океан.

1903 г. Мария и Пьер Кюри изучали радиоактивные вещества и открыли два элемента.

1905 г. Альберт Эйнштейн стал героем пятого «счастливого года» (до него в истории науки их было четыре), когда представил заметки по фотоэлектрическому эффекту, броуновскому движению и специальной теории относительности.

1907 г. Эксперимент Гейгера — Марсдена выявил положительно заряженные ядра атомов.

1909 г. Роберт Милликен провел эксперимент с масляными каплями и рассчитал величину заряда электрона.

Роберт Милликен

1911 г. Хейке Камерлинг Оннес открыл сверхпроводимость в ртути, охлажденной до 2,2 K.

1912 г. Виктор Гесс обнаружил свидетельства космического излучения.

1913 г. Нильс Бор представил свою модель атома с квантованными орбиталями.

1916 г. Эйнштейн закончил свою теорию относительности. В окончательном варианте она опубликована как общая теория относительности.

1917 г. Открыт протон.

1924 г. Предложена идея существования бозонов — частиц-переносчиков фундаментальных сил.

1925 г. Вольфганг Паули предложил свой принцип запрета, который стал краеугольным камнем квантовой физики.

1927 г. Вернер Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности — еще один постулат квантовой физики.

1928 г. Поль Дирак получил уравнения для волновой функции электрона, которые указывали на существование антивещества.

1932 г. Открыты нейтрон и позитрон.

1932 г. Астроном Фриц Цвикки предположил существование темной материи.

1938 г. Открыто существование сверхтекучести при экстремально низких температурах.

1939 г. Открыта возможность цепной реакции деления ядер.

1947 г. Изобретен транзистор.

Первый транзистор

1948 г. Ричардом Фейнманом и другими учеными основана квантовая электродинамика. В статье Альфера, Бете и Гамова описаны первые варианты теории Большого взрыва.

1953 г. Изобретены мазеры — ранние варианты оптических квантовых генераторов лазеров.

1962 г. Показано, что нейтрино могут существовать в нескольких формах, или, как говорят, сортах.

1964 г. Мари Гелл-Ман и Джордж Цвейг независимо друг от друга предположили, что протоны, нейтроны и другие тяжелые субатомные частицы состоят из меньших кварков.

1969 г. Предложены первые варианты теории струн.

1973 г. Разработана Стандартная модель, позволяющая представлять материю и силы на субатомном уровне.

1974 г. Стивен Хокинг высказал предположение, что даже черные дыры излучают энергию, постепенно теряя при этом массу.

1980 г. Алан Гут предложил инфляционную теорию Вселенной, чтобы объяснить аномальные темпы расширения ранней Вселенной.

1986 г. Для объединения всех частиц предложена теория суперструн.

1995 г. Открыт топ-кварк, или истинный кварк — последний из шести кварков. Впервые получен конденсат Бозе—Эйнштейна (при сверхнизких температурах квантовые эффекты проявляются в макро-масштабах).

1998 г. Наблюдение за скоростью расширения Вселенной показало, что она расширяется во всех направлениях с ускорением. Предполагается, что причина этого ускорения кроется во влиянии неизвестной силы, которую назвали «темной энергией».

2001 г. Открыты нейтринные осцилляции, когда нейтрино переходит из одного вида в другой или же в антинейтрино.

2004 г. Впервые проведен эксперимент по передаче квантового состояния одного атома другому. В основе этой телепортации лежит явление квантовой «запутанности».

2012 г. С открытием бозона Хиггса — частицы, которая дает материи инертную массу, — Стандартная модель субатомных частиц пополнилась еще одним членом.

Бозон Хиггса

2013 г. В результате экспериментов на Большом адроннном коллайдере в ЦЕРНе было показано существование бозона Хиггса и несостоятельность гипотетической суперсимметрии.

2014 г. В рамках эксперимента BICEP2 телескоп Южного полюса сумел выявить гравитационные волны, вызванные космической инфляцией в первые доли секунды после Большого взрыва.