Периодический закон

Памятник Д. И. Менделееву у здания НИИ метрологии
Памятник Д. И. Менделееву у здания НИИ метрологии (ранее — Главная палата мер и весов). Россия, Санкт-Петербург, сентябрь 2016 г. © Srg Gushchin / Shutlerstock.com

Периодический закон — фундаментальный закон природы, который Дмитрий Иванович Менделеев открыл в 1869 г. Для этого он сопоставил свойства известных в те времена химических элементов с величинами их атомных масс.

Классифицировать и систематизировать химические элементы начали задолго до этого. Но число известных элементов было недостаточно, а атомные массы многих из них были определены неверно. Однако со временем ученые открывали все новые и новые элементы, определяли их атомные веса.

В 1864 г. была опубликована таблица Уильяма Одлинга, где элементы размещались в соответствии с атомными весами и со сходством химических свойств, правда, никаких выводов из этого сделано не было. В том же году немецкий химик Лотар Мейер опубликовал таблицу из 28 элементов, разделенных на шесть столбцов по их валентностям.

В марте 1869 г. на заседании Русского химического общества Менделеев доложил об открытии периодического закона химических элементов. В том же году он включил периодическую таблицу в свой учебник «Основы химии».

В1871 г. Дмитрий Иванович Менделеев дал формулировку периодического закона в статье «Периодическая законность химических элементов». Она звучала так: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединении элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

Менделеев, в отличие от своих предшественников, не просто составил таблицу и указал закономерности в отношениях атомных весов, но и назвал их общим законом природы. Предположив, что свойства элемента зависят от атомного веса, он в некоторых случаях исправил ранее принятые веса и описал свойства элементов, которые еще не были открыты. Таким образом, в его таблице оставались пустые места.

Эти места были заняты в последующие годы. Так, в 1875 г. Поль Лекок де Буабодран объявил об открытии элемента галлия. Оказалось, что это предсказанный Менделеевым экаалюминий. В 1879 г. Ларе Нильсон открыл скандий — менделеевский экабор, а в 1886 г. Клеменс Винклер обнаружил германий, который Дмитрий Иванович когда-то назвал экасилицием. С середины 1880-х гг. периодический закон полностью признали как одну из фундаментальных основ химии.

Но в те времена еще не были известны причины такого периодического изменения свойств элементов. Это удалось сделать после открытия строения атома, его ядра и электронной оболочки. Сегодня периодический закон формулируется следующим образом: «Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов». Сегодня химических элементов уже 118, и их свойства изменяются согласно периодическому закону.

КАК ОДНА ДЕРЕВНЯ ДАЛА НАЗВАНИЯ СРАЗУ ЧЕТЫРЕМ ЭЛЕМЕНТАМ

Множество химических элементов получили свои названия в честь стран или других географических объектов. Сразу четыре элемента — иттрий, иттербий, тербий и эрбий — были названы в честь шведской деревни Иттербю, около которой обнаружили крупное месторождение редкоземельных металлов.