Сказка — ложь, да в ней намек…

Нечестивый тевтон и богатырь святорусский
Нечестивый тевтон и богатырь святорусский. Б. В. Зворыкин. 1916 г.

Что такое былина: приукрашенная правда или реалистичная выдумка? Изначально существовало три взгляда на суть данного понятия. 

МИФЫ

Существует мнение, что былины основываются на мифах. В них богатыри приравниваются к древним божествам или стихийным явлениям. Самым ярким примером, который подтверждает эту теорию, можно считать Святогора — столь могучего, что его не способна была удержать земля Русская. Такой факт упоминается в преданиях других народов, где рассказывается о боге, не покидающем небеса, потому как его сила и значительность слишком велики.

НАРОДНАЯ ИСТОРИЯ?

Не исключено, что былины — это история, пересказанная словами простого народа. Повествователи с богатой фантазией приукрашали прошлое. Они нередко превращали обычные поступки в настоящие героические подвиги.

Большая группа исследователей народного творчества считает, что славянские былины были заимствованы. Среди ученых, которые придерживаются такого мнения, есть сторонники восточного и западного влияний. 

НОВАЯ ВЕРСИЯ

В скором времени родилась теория, говорившая о том, что в славянских былинах есть и литературные, и исторические, и мифологические элементы. Выяснить это было невероятно сложно. Только представьте: историю каждого богатыря следовало разложить буквально по кирпичику, чтобы докопаться до истины!

Такой колоссальный и очень скрупулезный труд позволил обнаружить во многих былинах исторические, символические, а также литературные вкрапления. Например, стало известно, что некоторые сюжеты приписывают одни и те же добрые дела и Илье Муромцу, и Алёше Поповичу.

Мы знаем, что великий князь Владимир Красно Солнышко — постоянный герой большинства былин киевского эпоса. Ученые обнаружили, что государь часто сравнивается с подлинным властителем Владимиром Святославовичем. Другими словами, получается, что у былинного князя был реальный прототип.

Нередко на основе какого-либо произошедшего исторического события создавалось предание. В нем описывались подвиги богатыря, который имел реальный прообраз. Затем этот прототип привязывали к личности совершенно другого героя.

Исследователи узнали, что Илья Муромец упоминается не только в славянском эпосе. О добром молодце говорится и в немецком «Ортните», и в норвежской «Саге о Тидреке». 

Об Алёше Поповиче стало известно, что сначала он служил ростовским князьям. Потом добрый молодец уехал в Киев. Погиб Алёша во время сражения на реке Калке. А это — один из главных эпизодов русской истории.

Встреча Олега с кудесником. В. М. Васнецов. 1899 г.
Встреча Олега с кудесником. В. М. Васнецов. 1899 г.

Исследования былин показали, что Ставр Годинович упоминается в Новгородской летописи. Этого заезжего богатыря не то сослали, не то утопили за попытку ограбления двух новгородцев.

Ученые выяснили: о Дунае Ивановиче благодаря летописям XIII в. известно то, что он служил при князе Владимире Васильковиче. Такой князь действительно правил на Руси в XIII в.

Получается, что о русских былинах действительно можно сказать: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

Такой подход к изучению эпических текстов относительно молод, ему чуть более 100 лет. Поэтому результаты исследований пока отрывочны и непоследовательны. Работы в данном направлении продолжаются до сих пор. Остается надеяться, что в новых трудах современных ученых можно будет найти больше подробностей об истории возникновения былин. Возможно, появится и ответ на вопрос, что в сюжетах преданий было реальностью, а что — вымыслом.

Поделиться ссылкой