Эпоха Мин (1368-1644 гг.)

Эпоха правления династии Мин — период реставрации национальной государственности после монгольского завоевания Китая. Одновременно это эпоха последней собственно китайской империи. Основным письменным источником, откуда мы можем почерпнуть сведения о ней, является «История Мин» («Мин ши»), составленная в середине XVII в.

Наведение нового порядка

Император Чжу Юаньчжан (храмовое имя Тай-цзу, 1368— 1399 гг.) и его соратники приступили к созданию хозяйственно-экономических, юридических и управленческих основ будущей империи ещё в середине 1350-х гг., как только их ставкой стал Нанкин. Сразу же после изгнания монголов было полностью воссоздано административно-территориальное устройство страны: провинции — шэн, области — фу, округа — чжоу и уезды — сянь, а также система аристократических титулов (принц — ван и четыре княжеских титула) и чиновничьих рангов.

Портрет императора Чжу Юаньчжана. Шёлк
Портрет императора Чжу Юаньчжана. Шёлк

Для поднятия пустошей и целины в Китае организовывались поселения, во многом повторяющие военные поселения времён Цао Цао. В них свозили безземельных или малоземельных крестьян, а также ссыльных преступников. Кроме того, и знати, и простолюдинам дозволялось занимать заброшенные земли на правах собственности в таком количестве, которое они могут обработать. Одновременно были развёрнуты масштабные ирригационные работы. Только за 1395 г. по всей стране отреставрировали и заново построили около 41 тыс. ирригационных объектов (плотины, дамбы, оросительные каналы и водохранилища). Продолжали расти крупные города с населением 100 тыс. и более человек.

С середины 1370-х гг. преобразования Чжу Юаньчжана были направлены на установление деспотического режима. Немаловажную роль сыграли личные качества основателя династии Мин: властолюбие, жестокость и подозрительность. Кроме того, он испытывал неприязнь к знати и чиновничеству.

Два сановника. XIV в.
Два сановника. XIV в.

Идеологической базой империи вновь стало конфуцианство. Была организована сеть учебных заведений, включавшая высшие образовательные учреждения, восстановлена система государственных экзаменов. Одновременно предпринимались активные меры по упрочению культа Конфуция.

Из двух других учений — буддизм и даосизм — наибольшей поддержкой властей пользовался последний (см. статью «Даосизм» в томе «Религии мира» «Энциклопедии для детей»). Он воспринимался как национальная религия, подвергшаяся гонениям при монголах. Однако и даосские школы, и буддийская община были взяты под жёсткий контроль государства. Придя к власти на гребне восстания, подготовленного сектой «Белый лотос», Чжу Юаньчжан хорошо понимал, какую опасность для правящего режима таят в себе подобные общества. Было создано специальное Ведомство даосских регистраций. Его чиновники осуществляли надзор за деятельностью каждого монастыря. Настоятели ежегодно составляли отчёты о составе и деятельности обители. В идеологической жизни страны произошло ещё одно изменение: отныне девиз правления провозглашался один раз — при вступлении государя на престол — и сохранялся на протяжении всего его царствования.

Портрет императора Чжу Ди. Шёлк. XV в.
Портрет императора Чжу Ди. Шёлк. XV в.

Правление «вечной радости»

Наивысший расцвет Мин соотносится со временем правления третьего императора династии — Чжу Ди (храмовое имя Чэн-цзу; девиз правления Юнлэ — «вечная радость»; 1403— 1425 гг.). Четвёртый сын основателя династии Мин, он пришёл к власти в результате государственного переворота, свергнув законного монарха — внука Чжу Юаньчжана Хуэй-ди (1399-1402 гг.).

Жираф, доставленный императору из Сомали флотом великого евнуха Чжэн Хэ
Жираф, доставленный императору из Сомали флотом великого евнуха Чжэн Хэ

При Чжу Ди империя вела активную внешнюю политику, много воевала. Главным стратегическим направлением оставалась Монголия. В 1410 г. Чжу Ди предпринял поход (возглавив его лично) в Центральную Азию. Генеральное сражение состоялось в самом сердце монгольского мира, на берегу реки Онон. Оно завершилось полным поражением знаменитой монгольской конницы. Монголо-китайские войны продолжались вплоть до смерти Чжу Ди, который умер, возвращаясь из последнего такого похода.

Китайская империя стремилась расширить и международные торгово-дипломатические контакты. В 1423 г. в Бэйцзине (Пекине) проживало 1200 чужеземных послов и сопровождающих их лиц.

Перенос столицы из Нанкина в Пекин (в 1421 г.) стал главной внутриполитической акцией Чжу Ди. Этот район имел важнейшее стратегическое значение.

Не доверявший уже никому: ни старой аристократии, ни соратникам, ни армии, Чжу Ди выбрал себе опорой новую силу — евнухов. Это были выходцы из бедных периферийных семей, не обременённые родственными связями. Они почитали только господина — источник своего благополучия.

В 1410 г. Чжу Ди создал собственный вариант тайной полиции — Управление сыскных дел. В нём были задействованы исключительно евнухи. Они же стали телохранителями императора и членов его семьи. Евнухам поручались и все наиболее ответственные государственные дела, включая международные отношения. К этой категории относились и флотоводец Чжэн Хэ, и главы многих дипломатических миссий.

Империя евнухов

Весь XV в. прошёл под знаком общего владычества евнухов (к концу этого столетия их насчитывалось более 10 тыс.) и всевластия отдельных евнухов-фаворитов. Последние состояли при особах императоров с их детства или отрочества. Евнухи возглавляли большую часть правительственных учреждений.

Портрет императора Шэнь-цзуна. Шёлк. XVII в.
Портрет императора Шэнь-цзуна. Шёлк. XVII в.

В 1449 г. произошла трагедия: вторжение в Китай монголов-ойратов (предки калмыков). Китайская армия, ведомая императором и евнухом-фаворитом, потерпела бесславное и сокрушительное поражение всего в 50 км к северо-востоку от Пекина. Столицу и династию спасли боевые генералы. Они сформировали новую правительственную армию и ополчение. В 1450 г. ойраты были оттеснены от Пекина и затем изгнаны из Китая. Эти события поставили крест на устремлениях империи держать под контролем Центральную Азию и соседние северные территории. Её международный престиж пошатнулся ещё раньше. В 1446 г. из столицы были высланы все чужеземные послы, что нанесло чувствительный удар по внешним связям Мин.

Реформы и репрессии

В 1506 г. ряд сановников обратился к только что вступившему на трон императору У-цзуну (1506— 1521 гг.) с меморандумом. Они призывали Сына Неба вести скромный образ жизни, посвящать себя государственным делам, выдвигать людей согласно их талантам и образованности. В этих выдержанных в духе конфуцианской этики назиданиях двор усмотрел бунтарские настроения. В 1508 г. на оппозицию обрушились жестокие репрессии. Более 300 столичных чиновников были арестованы, брошены в тюрьмы, отправлены в ссылку и на плаху.

Надежды на возможность проведения реформ сверху ожили только полвека спустя. К власти пришёл император Шэнь-цзун (девиз правления Ваньли, 1573—1620 гг.) — последний минский государь, попытавшийся навести порядок в стране. Он позволил реформаторам осуществить разработанную ими программу преобразований. Правительство лидера реформаторов Чжан Цзюйчжэна успело направить часть средств, предназначавшихся на дворцовые расходы, на восстановление ирригационных сооружений. Но эти меры вызвали недовольство различных группировок. Чжан Цзюйчжэн был объявлен преступником и казнён.

Экономика

За XVI в. хозяйственно-экономическая жизнь Китая претерпела решительные изменения. Технический прогресс, ослабление государственного контроля над городской жизнью, приток в города разорившегося крестьянства — всё это создало предпосылки для бурного развития торгово-ремесленного сектора. Настолько бурного, что вторая половина Мин нередко считается временем начала капитализации и урбанизации Китая. Ведущие для китайской экономики ремёсла превратились в настоящие промышленные отрасли, предприятия которых задействовали труд тысяч наёмных рабочих. Стали складываться два новых сословия — наёмных рабочих (предшественников пролетариата) и деловых людей, сходных с буржуазией времён становления капитализма в Европе. К деловым кругам принадлежали, например, банковские дома Шанхая. Они имели отделения во многих городах империи, включая столицу, и осуществляли финансовые операции за рубежом.

Автор: Марина Кравцова




Поделиться ссылкой