Эпоха Северной Сун

Северная Сун (960—1127 гг.) признаётся следующим после Тан великим имперским государством. Главным для неё письменным источником является «История династии Сун» («Сун ши»), созданная в середине XIV в.

Почти всё правление Чжао Куанъиня (сунский Тай-цзу; 960—976 гг.) прошло вначале в утверждении собственных позиций, а затем в дипломатических усилиях и войнах по объединению страны. В 963 г. Чжао присоединил регионы среднего течения Янцзы, в 965 г. — Сычуань, в 971 г. — Гуандун и Чжэцзян. Последним (975 г.) пало царство Южная Тан. То, что Север вновь взял вверх над Югом, объясняется достаточно просто. Династия Сун представляла на тот момент единое государство, тогда как южные царства были разъединены.

Император Чжао Куанъинь
Император Чжао Куанъинь

Гвардейское прошлое помогло Чжао Куанъиню как полководцу. Но в качестве правителей он и его преемник Чжао Гуанъи (сунский Тай-цзун; 976—997 гг.) предприняли все меры для того, чтобы предотвратить вмешательство армии и военачальников в политику. Институт генерал-губернаторов был отменён, армия поставлена под контроль гражданской администрации. Прежних солдат демобилизовали, и на смену им набирались рекруты из крестьян. Эти меры снизили опасность мятежей, но привели к потере боеспособности вооружённых сил.

Остальные реформы были направлены на восстановление властной вертикали. Никакие серьёзные хозяйственно-экономические преобразования не предпринимались. Возможно, власти не рисковали ущемлять права крупных и зажиточных землевладельцев.

В качестве своей главной политической опоры дом Чжао избрал чиновников. У них появился ряд преимуществ, в основном правового характера. Не просто разрешалось, но и было введено в юридическую норму поступление сыновей и внуков высокопоставленных чиновников на государственную службу без сдачи экзаменов. Раз в три года они автоматически получали повышение по службе.

Тогда же впервые в истории Китая на государственном уровне отчётливо проявилась неприязнь Севера к Югу. На высокие должности при дворе «люди с той стороны реки» не допускались. Подобная установка ущемляла интересы южан и оскорбляла их самолюбие. В противовес ей южане полагали себя держателями традиции утончённой интеллектуальной деятельности и «свободного» творчества. Произошёл культурный раскол страны.

Итак, при династии Сун страна достаточно быстро превратилась в централизованную империю. Однако достигнуть такого же могущества и величия, как её предшественница, империя не могла. Изначально она оказалась в крайне неблагоприятной геополитической ситуации. За время дряхления, а затем агонии Тан и Пяти царств на северо-восточных и северных землях Китая выросли враждебные чужеземные государства.

Кидани (китаи; по имени этой народности назван Китай) впервые упоминаются в китайских текстах IV в. По одной версии, они были потомками древних сюнну, по другой — ещё более древних народностей, населявших северо-восток. С VII столетия началось стремительное распространение этого народа на север и восток. В 916 г. восемь основных племенных союзов объединились и провозгласили создание единого национального государства Ляо (916—1125 гг.). Оно заняло огромную территорию. В Ляо входил весь северо-восток Китая в современной его географии (большая часть провинции Хэбэй, Маньчжурия). На севере земли царства простирались до бассейна Амура, на востоке — до Корейского полуострова. Столица находилась почти на месте Пекина. Киданьское царство испытывало большое влияние Китая. Обретение собственной государственности ускорило процесс перехода от кочевого уклада к оседлому земледелию. Возводились города, развивались ремёсла. Все привилегированные слои общества и руководящие органы страны составляли исключительно кидани. Отряды воинов-кочевников превратились в хорошо организованную и отлично вооружённую конницу. Ко времени появления империи Сун государство Ляо представляло собой сильную державу. Попытка Сун справиться с грозным соседом военным путём потерпела полную неудачу. В 1004 г., после очередного проигранного сражения, Китайской империи пришлось подписать унизительный и кабальный мирный договор. В нём признавались сложившиеся к тому времени границы. Империя обязывалась ежегодно выплачивать Ляо около 4 т серебра и 200 тыс. отрезов шёлка.

Тангуты (народность тибето-бирманской этнической группы) уже в III в. создали собственное царство Туюйхунь (285—663 гг.) в северо-западной части Сычуани. Под давлением Тибета, армии которого неоднократно вторгались в Сычуань и Шэньси, тангуты были вынуждены переселиться в Ордос (северная часть Шэньси и Ганьсу). За IX—X вв. занятые этим народом новые земли фактически обрели полную самостоятельность. В 982 г. империя Сун предприняла первую попытку установить над ними контроль. Тангуты взбунтовались. Их стремление сохранить независимость поддерживалось киданями, заинтересованными в появлении у империи Сун ещё одного противника.

Портрет чиновника
Портрет чиновника

Конец X — первая треть XI столетия прошли в сложных дипломатических и военных комбинациях между тремя сторонами. В 1038 г., после ряда успешных войн с киданями, очередной правитель тангутов объявил о создании суверенного государства — Си Ся (Западная Ся; 1038—1227 гг.). Себя он провозгласил императором. Власти Сун наотрез отказались признать Си Ся. Для них абсолютно неприемлемым было наличие соседа-империи, возглавляемой чужеземным Сыном Неба. Разразилась Китайско-тангутская война (1040—1044 гг.). Она проходила с переменным успехом. Обе стороны, понимая, что ни одна из них не в состоянии взять верх, пошли на взаимные уступки. Правитель тангутов отказался от императорского титула, но потребовал за это от Сун финансовое вознаграждение.

Формирование тангутской государственности по модели Китайской империи сопровождалось и постоянными вспышками придворных распрей.

Итак, империя Сун оказалась в положении данника, вынужденного к тому же вести постоянные войны. Это не могло не отразиться на её экономике. После воссоздания централизованной имперской государственности хозяйственная жизнь страны постепенно оживала, но крайне медленно. Темпы развития аграрного сектора сдерживало социальное и имущественное неравенство. Крестьянское население чётко разделилось (что нашло отражение и в официальных постановлениях) на две основные группы: «хозяев» (чжуху), т. е. земельных магнатов и зажиточных землевладельцев, и «пришлых» (кэху) — арендаторов. К 1022 г. крупные владения занимали до 50% всех обрабатываемых площадей. Участились случаи самовольных захватов даже казённых угодий. К середине XI в. казна не получала налогов с 60—70% пахотных земель — такие площади утаивались «сильными домами» от казны.

О финансово-экономических трудностях правящего режима лучше всего свидетельствует тот факт, что впервые за время существования империи было невозможно отстроить столицу государства. Столицей стал Кайфын — крупный и богатый город, но с многолетней стихийной застройкой.

Гораздо лучше, чем в аграрном секторе, обстояло дело в горнодобывающих отраслях, ремесленном производстве и торговле. С середины IX до середины XI в. выплавка меди возросла в 30 раз, к концу XI в. — ещё в три раза. В ремесленном производстве продолжались те процессы, которые начались в эпоху Тан. Рос объём ремесленной деятельности, увеличивалась численность вовлечённого в неё населения. Расширялись частные мастерские, близкие к мануфактурам — крупным предприятиям, основанным на разделении ручного труда. Мануфактуры появятся в Европе лишь спустя несколько столетий. В последней трети XI в. столичные казённые ткацкие мастерские насчитывали более 400 станков, которые обслуживались главным образом наёмными мастерами и подмастерьями. Среди частных шелкоткацких мастерских тоже были мануфактуры в 200—400 станков. Сохранились сведения о некоем богаче на Юге — владельце 700 станков!

Развитие товарно-денежных отношений было настолько быстрым, что привело к радикальному изменению правил ведения торговых операций. Торговали в любых удобных для этого местах: на некоторых улицах, при храмах, у городских ворот и т. д. Действовали даже ночные рынки. Расширились межрегиональные торговые связи, чему способствовало строительство (точнее, воссоздание) сети казённых дорог. Кооперация чиновничьих и купеческих семейств привела к возникновению крупных торговых домов. Такие дома нередко становились подлинными монополистами в ряде коммерческих областей, в том числе в торговле зерном. Например, в столице она сосредоточилась в руках 100 торговых домов.

Уже в начале XI в. пошлины на торговлю и ремёсла приносили до 36% всех государственных доходов — огромная цифра по сравнению с предшествующими эпохами. Но даже это не могло компенсировать низкие поступления от аграрного сектора и расходы на ведение войн.

Только в 1004 г., после заключения мира с киданями, налоги были разом подняты в 3,6 раза. Войны заставляли содержать огромную армию. К середине XI в. она насчитывала 4,5 млн человек, и на неё тратили до 5/6 всех поступлений в казну. Внешние торговые связи сокращались. Кидани разрушили контакты Китая с Кореей, тангуты — с Центральной Азией, взяв под свой полный контроль Великий шёлковый путь. Вскоре он перестал функционировать.

Не только властям и правительству, но и всей массе чиновничества стало ясно, что срочно необходимы перемены. В Китае возникло новое социально-интеллектуальное явление — реформаторские движения. Трону предлагались программы преобразований, выработанные чиновничеством. Их идеологом стал Ван Аныпи (1021 — 1068). Реформы были направлены на укрепление власти и усиление роли государства в экономической жизни страны. Мнения последующих историков по поводу результатов реформ Ван Аныпи разошлись. Одни полагают, что крах его преобразований очевиден. Другие настаивают на неоднозначности ситуации. Но в любом случае эти реформы не могли воспрепятствовать отрицательным хозяйственно-экономическим процессам.

Чан Сан. Дамы, растягивающие шёлк
Чан Сан. Дамы, растягивающие шёлк

Приблизительно с середины XI в. в империи не утихали восстания. Первыми взбунтовались восточные и северо-восточные (у границ Ляо) провинции. В начале XII в. эпицентр восстаний переместился на Юг. Наибольший размах приняли события 1120—1122 гг. на юго-востоке страны (провинция Чжэцзян). На этот раз восстание подняли состоятельные люди, владельцы плантаций лаковых деревьев, а также хозяева лаковых мастерских. Поводом послужило введение налога на промыслы, связанные с выращиванием ценных пород деревьев. В скором времени волнения охватили 14 областей, в них участвовало более 1 млн человек. В 1122 г. восстание было подавлено с крайней жестокостью.

В условиях нарастающего внутреннего кризиса, угроз извне и крушения реформ у властей оставался единственный способ спасения страны и династии — обращение за помощью к высшим силам. А тем временем возникла новая грозная опасность — чжурчжэни (общие предки тунгусомань-чжурских народностей).

Они вели своё происхождение от народности мохэ (родственной сяньбийцам), которая в IV—V вв. населяла территорию современной Маньчжурии. В XI в. началась консолидация этого народа. В 1115 г. вожди объявили о создании своего царства, назвав его Цзинь («золотое»).

Империя Сун поспешила признать новое государство и заключить с ним союз против киданей. Чжурчжэням пообещали военную и политическую поддержку. Договор подписали в 1120 г. Через пять лет государство Ляо было разгромлено. В 1123 г. чжурчжэни возвратили империи часть некогда принадлежавших Китаю земель с условием получения дани. Власти Сун медлили с ответом. В августе 1126 г. конница чжурчжэней осадила Кайфын. Двор был готов к подписанию мирного договора на любых условиях. Но в этот момент оборону города взяли на себя добровольцы — стихийно организовавшиеся солдаты и офицеры, горожане, жители столичной области. Теперь уже чжурчжэни, не ожидавшие такого сопротивления, растерялись. Китайскому ополчению удалось разгромить вражеский лагерь, и конные отряды чжурчжэней вихрем умчались домой. Император Хуэй-цзун передал светские властные полномочия старшему сыну (император Цинь-цзун; 1126—1127 гг.).

Двор, больше опасавшийся народных волнений, чем нашествия чжурчжэней, лихорадочно вёл дипломатические переговоры о мирном договоре и собирал дань. Весной 1127 г. конница чжурчжэней опять осадила Кайфын. В 21-й день третьего месяца того же года власти подписали безоговорочную капитуляцию. Оба императора сдались в плен и были увезены далеко на север, на древнюю родину мохэ-чжурчжэней. Там августейших отца и сына ожидала жизнь почётных пленников — местных князьков, наречённых «племянниками» государя Цзинь.

Оставшиеся в живых и избежавшие плена принцы крови, сановники и генералы в очередной раз устремились за спасительные воды Янцзы. В 1127 г. девятый сын Хуэй-цзуна — Чжао Гоу (1107—1187) был провозглашён новым монархом династии Сун (Гао-цзун; 1127—1187 гг.). От империи Сун остался небольшой осколок, уцелевший на Юге.

Автор: Марина Кравцова




Поделиться ссылкой