Период борющихся царств

Война

После долгих лет военного и политического противоборства на территории Китая осталось около двух десятков царств. Из них традиционно выделяются семь наиболее сильных, по-прежнему обозначающихся как «гегемоны»: Чу, Ци, Янь, Вэй, Хань, Чжао и Цинь. Прочие формально независимые царства оказались подчинены другим (более крупным). Политическая история данного периода, продолжавшегося 250 лет, состоит из нескончаемой череды походов, сражений, дипломатических переговоров, возникновений и распадов союзов и политических интриг.

Длительные междоусобные войны были не просто бедствием для населения Китая. Они вели к массовой гибели людей, разорению хозяйства, уничтожению культурных и духовных ценностей. Лучше всего, пожалуй, об этом сказал один из крупнейших мыслителей того времени Мо Ди: «Армия нападающей страны вторгается на земли другого государства, топчет его хлеба, рубит его леса, разрушает города и поселения, загрязняет и губит его пруды и другие водоёмы, угоняет и убивает его скот, сжигает и оскверняет его родовые кумирни, убивает его население, измывается над иноплеменными старцами и женщинами, вывозит из захваченного царства его богатства...- Служилые не занимаются государственными делами, земледельцы не засевают поля, женщины не ткут полотно, государство теряет своих слуг, простолюдины забрасывают свои дела... Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без опоры, жёны становятся вдовами, а дети сиротами».

Возникает закономерный и, казалось бы, простой вопрос: а почему, собственно, царства воевали? Почему они не могли жить в мире? Однако однозначного ответа у исследователей нет.

Тигр, терзающий добычу. Декоративный элемент одежды.
Тигр, терзающий добычу. Декоративный элемент одежды. Позолоченная бронза. Восточное Чжоу. Период Борющихся царств.

Можно предположить следующее. Слишком велика была опасность того, что желание какого-либо царства перейти к мирной жизни и добрососедским отношениям будет воспринято соперниками как знак слабости и спровоцирует их на новые нападения. Призрачны были и надежды на то, что во главе всех или большинства царств-«гегемонов» одновременно окажутся правители, способные отказаться от политических амбиций, забыть былые распри и предпринять попытку создания федерации. Оставался единственный выход — положить конец междоусобице путём насильственного объединения Китая.

Нередко создаётся впечатление, что царства-«гегемоны» были государственными образованиями, приблизительно равными по силе. А потому и конечный исход междоусобных войн во многом объясняется случайностью. Но это не так, хотя, конечно, элемент случайности присутствует в любом историческом событии.

В силу природы древнекитайского общества выиграть борьбу могло только то царство, власти которого сумеют создать надёжную экономическую базу для содержания чиновников и огромной армии. А добиться такого результата можно было лишь путём правильного использования пахотных земель, включая налаживание ирригационных систем.

Далее, нужно было обеспечивать развитие ремёсел и торговли, защищать занятых в этих сферах людей и одновременно извлекать из их труда максимальную экономическую выгоду. Кроме того, следовало сконцентрировать в руках государя все державные полномочия, для чего требовалось уничтожить остатки потомственной аристократии и обуздать чиновничество.

Княжество Чу

Наибольшие шансы на успех, казалось бы, имело княжество Чу. После победы над Юэ оно превратилось в самое крупное по территории государство с наиболее многочисленным населением. На юге в тот момент проживала приблизительно пятая часть 58-миллионной страны, более 10 млн человек. Во владения Чу входили не просто обширные, но и плодороднейшие земли, которые избежали катастрофических последствий волны «малого ледникового периода». Климатические условия регионов Янцзы мало изменились. Их почвам не угрожали ни истощение, ни эрозия. Материальное благосостояние местного аграрного населения уже давно создало здесь надёжные предпосылки для процветания ремёсел и торговли.

В отличие от чжоуского общества, где торговля считалась малопристойным для благородного человека занятием, в Чу ею не гнушались заниматься даже принцы крови. Хотя не исключено, что они выступали в роли торговых агентов лишь для приобретения товаров, необходимых при дворе. Сохранился документ, наделявший такими торговыми полномочиями некоего принца Е. Ему дозволялось скупать товары по максимально низким ценам, не платить дорожные пошлины во время поездки. Зато предписывалось, какими именно сухопутными и водными маршрутами он должен был пользоваться, и определялась квота на приобретённые товары: объём их должен был уместиться на 150 лодках, 50 телегах, 500 вьючных лошадях и плечах 1000 носильщиков. На закупку товаров отводился ровно год. Приведённые сведения кроме указания на связь торговли с государственными структурами свидетельствуют о масштабности торговых операций на юге. И это неудивительно. Здесь в дополнение к материальному благосостоянию населения и развитости ремёсел процветанию торговли благоприятствовали многочисленные водные торговые пути.

О богатстве Чу в чжоуском мире ходили легенды. Нет сомнений, что торговцы и ремесленники составляли весьма внушительный социальный слой чуского общества.

Янцзы служила труднопреодолимой преградой для вторжений извне. А к юго-западу и югу от границ Чу обитали народности, не представлявшие для него сколько-нибудь серьёзной военной угрозы. Чу избежало феодально-патриархального устройства. Уже в VII в. до н. э. в нём был сделан первый шаг к переходу на административно-территориальную систему устройства. Захваченные земли разделялись на области (сян), а главами их назначались сановники, присланные из столицы и отвечавшие лично перед государем. Начали складываться новые бюрократические структуры управления. Но все перечисленные преимущества обернулись негативной стороной.

Декоративный элемент одежды
Декоративный элемент одежды. Позолоченная бронза. Восточное Чжоу. Период Борющихся царств

Жившее под защитой Янцзы относительно мирное и богатое чуское население не ведало, что значит бороться за выживание. А следовательно, не имело стимулов для напряжения сил. «Если говорить в общем о территории Чу, то земля его обширна... местность изобилует пищей, жители не знают бедствий, голода и голодной смерти, поэтому беззаботны и ленивы, живут не заглядывая вперёд...» — писал Сыма Цянь. Не исключено, что в Чу не существовало сколько-нибудь развитой государственной идеологии, обосновывавшей незыблемость авторитета центральной власти и верховенство правящего дома. Представителей местной интеллектуально-жреческой элиты больше всего интересовали оккультные знания, связанные с обретением бессмертия, и способы духовного совершенствования личности. Так что руководители региональных и государственных управленческих структур превратились в самостоятельную политическую силу, готовую бросить вызов центральным властям. Когда в начале IV в. до н. э. правящий дом Чу попытался провести реформы, направленные на укрепление верховной власти, им был оказан яростный отпор.

Ослабление верховной власти, усиление позиций аристократии, утрата государством должного контроля над страной — всё это не ускользнуло от внимания современников и вызвало искреннее беспокойство по поводу дальнейшей судьбы родного царства у многих представителей чуской элиты.

Первоначально в царстве Чу имелось авторитарное, диктаторское, правление. Но затем по каким-то причинам правители утратили своё верховенство, превратившись чуть ли не в декоративные фигуры.

Обвинения государя в неумении управлять подданными и предсказания неминуемой гибели царства настойчиво звучат в произведениях поэта Цюй Юаня: И ныне вот вельможи и чины в веселье праздном, беззаботном В теснины мрачные ведут свою страну, совсем уйдя с дороги торной. О, разве о самом себе радел, о личном процветании и благе? Предвидел в ужасе, что царский экипаж разбиться должен на таких ухабах! Перевод М. Кравцовой.

Тем не менее вплоть до начала III в. до н. э. Чу держало в страхе чжоуский мир. Оно совершало походы на север, участвовало в военных и политических союзах. Если бы в борьбе царств победило Чу, могла ли пойти история Китая иначе? Кто знает... Но можно сказать, что свой шанс на равных участвовать в битве — за господство в Поднебесной — Чу упустило.




Поделиться ссылкой