Хозяйство и организация общества

Учёные установили, что на берега Нила люди пришли из степей по обе стороны Нила и из районов Сахары. Когда-то там было влажно и зелено, и люди в основном занимались скотоводством. Когда Африка начала высыхать, пришлось подойти к воде поближе, осесть и стать земледельцами.

Египет метко был назван «даром Нила». С разливом реки начинался сельскохозяйственный год – «Ахет» («Сезон наводнений»). Вода распределялась неравномерно. В некоторых – возвышенных и отдалённых – местах её не хватало, в других – слишком низких, особенно в дельте, – вода застаивалась, превращала пашню в болота. Поэтому везде нужны были каналы – уводить или приводить воду, насыпи и дамбы, чтобы задерживать воду только там, где она нужна. Эта сложная система искусственного орошения называется ирригация.

Оманская ирригационная система
Оманская ирригационная система. Зарождение такого способа ирригации относят к 500 г. до н.э.

Следующие четыре месяца назывались «Перет» («Сезон прорастания»), когда проходил весь цикл работы земледельца. Потом наступал «Хему» («Сезон засухи») – время ремонта, строительства новых каналов и дамб, дворцов правителям и храмов богам. Даже воевать старались в этот сезон.

Строительство и ремонт ирригационных систем требовали усилия множества людей – ведь всё делалось вручную. Все каналы и запруды Нил связывал в единую сеть, и если какая-нибудь деревня в верховьях «реки жизни» вдруг поленилась бы подготовить свой участок, это принесло бы беду всем живущим ниже по течению. Эти обстоятельства потребовали объединения людей в крупные общие хозяйства и сосредоточения власти в одних руках. Причем власть эта должна была приниматься всеми без рассуждения, а её приказы – выполняться молниеносно. Такая власть в древности бывала только у богов.

Вместе с тем, именно при налаженной системе ирригации земледельцы получали от земли больше, чем им нужно было для пропитания. Эти свободные продукты уходили в уплату тем, кто имел другие обязанности: жрецам, молившим об урожае, чиновникам, распределявшим работы, воинам, ремесленникам и, наконец, самому фараону – собственнику всей земли и воды. «Все стояло на своих местах, каждый выполнял свою работу, чтобы Нил в положенное ему время разливался, урожай созревал и страна процветала…», – говорится в древнем документе.

Фараоны и их чиновники

Диоритовая статуя Хафра(Хефрена). Египетский музей. Каир
Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Египетский музей. Каир

Археологи выяснили, что на всём протяжении существования Египта его территория разделялась на 40 областей. Видимо, в древнейший период они были отдельными государствами со своим богом-покровителем. Государства враждовали между собой, слабые покорялись сильным, постепенно остались лишь два из них и два правителя: один с белой, другой – с красной короной на голове. На рубеже IV–III тыс. до н. э. (условно – в 3000 г. до н.э.) правитель Нижнего царства победил соперника, объединил страну и в свою белую корону вставил красную. Историческая традиция называет его царем Менесом, хотя не все учёные с этим согласны. Привычное для нас название «Египет» пошло от древнего имени первой столицы, города Мемфиса – Хи-ку-Пта.

Мемфис
Мемфис

«Царь – это пища», – написал один из чиновников. Фараон считался живым богом, сыном солнца Ра, от него зависело благополучие страны. Поэтому у фараона было множество забот. Он прокладывал первую ритуальную борозду на пашне – так давался сигнал к началу земледельческих работ по всему Египту, потом сам срезал первый сноп. Во время одного из праздников фараон в течение суток разламывал на части большие круглые хлебы с изображением ключей жизни. Слуги делили их на более мелкие части, чтобы хлеб, освященный прикосновением животворящей силы фараона, достался каждому жителю страны согласно последней переписи населения. Даже в семейном кругу он носил парик и особые знаки власти, которые вместе с положенными ожерельями, браслетами могли весить до нескольких килограммов. Особа фараона была настолько священна, что даже имя его не произносилось, а говорили иносказательно «пер-о» – «большой дом, царский дворец» (отсюда и пошло слово «фараон»). Даже ближайшие советники, вызванные на встречу, должны были сначала простереться на земле и поцеловать землю перед владыкой.

Бог Ра
Бог Ра

Единое древнеегипетское хозяйство требовало организации учёта и контроля и множества людей, занятых ими. Главными помощниками фараона были два министра – Верхнего и Нижнего Египта. Под их началом находились казначеи (хранители денег государства), вельможи, отвечавшие за судебные дела, сбор и распределение зерна, отношения с соседями. Городами и деревнями управляли начальники, которые, в свою очередь, подчинялись начальнику области.

Чтобы овладеть иероглифической письменностью Египта, требовалось несколько лет неустанного труда. Поэтому писцы высоко ценились и преуспевали в жизни – они вели точный учёт всего, что производилось, распределялось и делалось в стране. Сейчас мы называем людей, занимающихся управлением делами государства, чиновниками. Один и тот же вельможа мог выполнять разные поручения, участвовать в придворных церемониях (например, быть «носителем царских сандалий»). За службу они получали хлеб, пиво, поля с работающими на них людьми, камень для гробницы. Время от времени фараон с балкона бросал золотые чаши и ожерелья собравшимся внизу вельможам, военачальникам, которые подхватывали подарки и тут же вешали их на себя в знак благодарности.

Иероглифическая письменность Египта
Иероглифическая письменность Египта

Земледельцы, ремесленники, рабы

Простые люди Египта, объединенные в общины, считались «царскими работниками». Раз в несколько лет писцы переписывали население и решали, какую работу им выполнять для государства. Земледельцы выращивали ячмень, овощи, ремесленники исполняли данные им заказы: делать полотно, сандалии, расписывать стены и т. д. Учёные спорят о том, имелось ли у египетских тружеников личное хозяйство. Вероятно, в истории Египта были довольно продолжительные периоды, особенно в далёкой древности, когда работники сдавали в царские амбары всё выращенное зерно, холсты, скот, а потом чиновники распределяли их между населением страны. Так предотвращали голод в неурожайные годы или во время войны.

Фараон Хеопс. Каирский музей
Фараон Хеопс. Каирский музей

Работа на строительствах храмов богов, гробниц фараона и его семьи тоже входила в число обязательных повинностей. Сложные работы – измерение камня, обтесывание, строительство тайных ходов – поручали профессиональным ремесленникам из царского хозяйства. Простую тяжёлую работу по переносу камней выполняли рабочие отряды из разных областей, сменявшие друг друга. Греческий историк Геродот рассказал, что на сооружении самой большой пирамиды – фараона Хеопса – работали 100 тысяч человек в течение 20 лет.

Геродот
Геродот. Римская копия с греческого оригинала 4 века до н.э. Палаццо Массимо, Рим

Были в Египте и личные рабы, принадлежавшие одному человеку. Чаще всего ими становились чужеземцы, захваченные на войне. Они выполняли домашнюю работу в доме хозяина и стоили дорого. Рабство в привычном для нас смысле в Древнем Египте не получило распространения.

Процессия рабов, несущих обстановку дома покойного. Изображение из гробницы Рамоса. Долина знати
Процессия рабов, несущих обстановку дома покойного. Изображение из гробницы Рамоса. Долина знати



Поделиться ссылкой