Александрия была центром культуры и науки, образцом для подражания и зависти для всего эллинистического мира, как когда-то Афины – для эллинского. Ее 120-метровый маяк на острове Фарос причисляли к семи чудесам света. В Александрии была крупнейшая библиотека того времени количеством свыше 700 тысяч папирусных свитков.
Именно соперничество с ней привело к изобретению в Пергаме нового материала для письма – пергамена. Библиотека была частью Мусейона (Музея) – храма муз и места работы ученых, приглашенных Птолемеями. В Мусейоне им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов; к их услугам был зоопарк, ботанический сад, обсерватории. Своими достижениями Александрию прославили математик Евклид, географ Эратосфен, астроном Аристарх, в ней учился механик Архимед.
Культурный расцвет эллинистических государств был напрямую связан с желанием их владык украсить свои столицы невиданными зданиями, сделать центром науки, превратить в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего тогдашнего мира. Недаром хранитель библиотеки Музея был одновременно воспитателем наследника египетского престола.
Птолемеи покровительствовали деятельности александрийского Музея, щедро одаривали ученых и даже сами принимали участие в их работе. При этом поэты должны были писать стихи, прославляющие царя, а ученые – посвящать владыке свои труды. Недаром Мусейон называли «золотой клеткой» для ученых.
В результате объединения и взаимовлияния двух миров появились своеобразное общество и культура, которые отличались как от греческих, так и от древневосточных и представляли собой нечто третье, особое. Примером тому может служить Мавзолей в городе Галикарнасе. Он был высотой с десятиэтажный дом – таких больших построек классическая Греция не знала.
Однако архитектурные элементы здания были античными: колоннада, фриз, изображавший битвы греков с амазонками. При этом вставлен этот греческий храм был как бы между рассеченной по поясу ступенчатой пирамидой. И по предназначению это было восточное захоронение всесильного владыки – царя Мавзола.
Эллинизм был двойственным явлением. С точки зрения истории стран и цивилизаций это время стало эпохой созидательного движения вперед, расцвета хозяйства и блестящих культурных достижений. Но с точки зрения простого человека, прежде всего грека, жизнь стала сложнее и драматичнее. В предшествующее время свободный эллин ощущал себя полноправной частью своей гражданской общины, был готов подчинять ей свои личные интересы и в ответ получать от нее защиту и уважение.
В эпоху эллинизма усилились перемещение и смешение населения, грек из Беотии успевал послужить в Египте, Сирии, Вавилонии. В дальних путешествиях и военных кампаниях рвалась связь отдельного человека с его родным городом, он начинал ощущать себя гражданином всего мира. Теперь его благополучие зависело от случая, удачи, благодеяния монарха или личной предприимчивости. Человек и выбирал судьбу сам, и рассчитывать мог только на себя.
Эллинистическое искусство и философия отразили напряженный поиск человеком объяснения этого нового мира и новых правил жизни в нем. В III–II веках до н.э. изменился сам характер искусства. Оно усложнялось, становилось зрелищем, греки все больше превращались из участников и производителей искусства в его потребителей. Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей – эти гигантские постройки уже не были рассчитаны на масштаб человека как «меры всех вещей».
В архитектуре дорические и ионические колонны, слишком скромные для пышных царских дворцов, сменили нарядные коринфские. Знаменитые скульптурные произведения эпохи – фигуры Пергамского алтаря, Аполлон Бельведерский, Лаокоон и другие – лишены гармонии и спокойного достоинства статуй классики. Линии тел и черты лиц либо чрезмерно красивы и расслабленны, либо напряжены, изломаны, искажены страданием.
Недаром именно в это время появились три философские системы – учения стоиков, Эпикура и киников (его самым известным представителем был Диоген). Каждое из них давало свой ответ на вопрос: какой путь в жизни, способ поведения человека является наилучшим. Все три учения ощущали мир огромным, противостоящим человеку и предлагали разные способы взаимоотношения с этим миром. Сама постановка вопросов о месте человека в мире являлась свидетельством того, что маленьким греческим государствам настал конец: они теряются и растворяются в больших мировых державах – сначала македонской, а потом и римской.