Равенство и неравенство

Греческое общество было разделено строгой социальной структурой, оберегаемой его правителями. В большинстве городов-государств правила небольшая группка людей (олигархия). Из этого правила было два исключения – мощные города Спарта и Афины. Спарта придерживалась монархии, тогда как Афины ввели первое в истории демократическое устройство. В Афинах все граждане могли голосовать и избираться. Впрочем, чтобы быть гражданином, нужно было быть взрослым мужчиной, рожденным в самом городе. Даже в так называемых демократических Афинах правило меньшинство проживавшего там населения. Обращение с женщинами, переселенцами из других мест (именовавшимися метеками), рабами и детьми было точно таким же, как в других городах-государствах.

Женщины не имели законных прав и редко принимали участие в общественной жизни. Метеки были обязаны платить дополнительные налоги и служить в армии. Они не могли владеть землей или брать в жены афинянку. Афиняне относились враждебно к большому числу метеков, проживавших в их городе, однако их навыки и умение способствовали процветанию города. Рабы составляли половину населения Афин. Большинство были либо рожденными рабами, либо стали рабами, будучи захваченными в плен во время войны или пиратами. Даже урожденные греки могли стать рабами, войдя в долги, но они делались свободными, как только погашался долг.

ваза, сделанная около 450 г. до н. э.
Греческие женщины проводили свою жизнь дома. На этой вазе, сделанной около 450 г. до н. э., женщина завязывает сандалии, перед тем как выйти из дома. Поскольку у нее есть служанки, она, очевидно, богата. Бедные женщины шли из дома, чтобы таскать воду, работать в полях или торговать на рынке. Женщины, имевшие, подобно изображенной на вазе, рабов, могли выходить из дома, чтобы навестить родню или помолиться в храме.
пехотинец
Только самые богатые члены общества могли позволить себе снаряжение полностью вооруженного пехотинца. В древние века бедные выполняли вспомогательные функции, например, обслуги метательного снаряда или носильщика. Они не могли позволить себе дорогое вооружение из бронзы. Впрочем, по мере того как города богатели, вооружение стало изготавливаться за счет казны рабами, и большинство граждан мужского пола должны были носить оружие.
надгробие 4 в. до н. э.
На этом надгробии 4 в. до н. э. изображены юная девочка и ее собачка. Немалая стоимость такого тщательно выполненного рельефа заставляет думать, что девочка была любимым ребенком. Не все дети пользовались любовью и заботой. Младенцы женского пола и больные младенцы обоего пола нередко оставлялись на улице умирать. Некоторые страдали от недоедания и становились жертвами болезней. Греческий закон требовал от детей поддерживать своих родителей в преклонном возрасте, потому бездетные пары всегда охотно усыновляли и зачастую спасали брошенных детей.
кузнец Древней Греции
Этот кузнец мог быть рабом, работавшим в мастерской богатого человека. Большинство ремесленников были рабами, бывшими рабами или иноземными переселенцами (метеками). Другие горожане относились к ним с презрением. Если у хозяина был способный раб, он мог устроить для раба собственное дело. В ответ хозяин получал долю с доходов раба. Этот кузнец также мог быть свободным ремесленником, имевшим собственную мастерскую и одного-двух рабов в качестве подмастерьев.
статуэтка Древней Греции
Умение читать и писать не было в Древней Греции автоматическим ключом к успеху. Греческий алфавит был достаточно легок в усвоении. Даже рабы способны были становиться высокообразованными писцами. Впрочем, неграмотные люди вряд ли могли занимать высокое положение, за исключением разве Спарты, где редко прибегали к письму. И хотя женщинам отказывали в праве на образование, они нередко умели читать и писать в достаточном объеме, чтобы вести записи учета домашних запасов.
римская бутыль сделана в форме головы африканской девушки-рабыни
Эта римская бутыль сделана в форме головы африканской девушки-рабыни. Греки также владели рабами. Греческий философ Аристотель утверждал, что некоторым людям «от природы» предназначено быть рабами. Его мнение разделялось многими его соотечественниками. Он считал, что наиболее очевидным образом это относилось к людям, которые не говорили по-гречески. С рабами обращались с различной степенью доброты и враждебности. Одних их хозяева эксплуатировали до смерти, зато другие занимали должности клерков или управляющих имениями. Несколько сотен рабов находились во владении города Афины и служили стражниками, монетными надзирателями и клерками в судах.



Поделиться ссылкой